Внимание: конфликт! (Анатомия конфликта. Конфликт в развитии. Разрешение конфликта. Личные контакты), страница 73

Отрицательные последствия для организации имел конфликт в ситуации 12. Организация потеряла несколь­ко квалифицированных сотрудников, уход которых прак­тически ликвидировал подразделение, весьма неопреде­ленным оказался результат конфликта и для Зебровой и для группы переводчиц. Возможно, для Зебровой он будет полезен, поскольку обеспечивает ей возможность самостоятельного роста. Результат конфликта для группы оценить трудно. Если группа сохранится и целиком пе­рейдет на работу в другую организацию, он будет для нес положительным, хотя для новой организации такая группа породит множество серьезных проблем, ибо она будет плохо управляема. Но скорее всего можно ожи­дать, что группа разрушится, поскольку основой ее су­ществования были определенные функции в определен­ной организационно-технологической системе.

В ситуации 15 до того момента, как сменный мастер покинула цех, организация теряла на конфликте: эффек­тивность труда рабочих могла бы быть более высокой, что и доказала потом Коростылева. Возможно, повышения эффективности труда можно было бы добиться раньше и при другом завершении конфликта, в частности если бы из смены ушла Коростылева. Для последней и для связанной с ней группы действительное окончание кон­фликта оказалось в высшей степени полезно: Коростыле­ва устроила свою судьбу на многие годы, а группа при­обрела прочный статус в системе остальных групп.

В ситуации 18 конфликт оказался вредным для орга­низации и, по крайней мере, для одной из его участниц — Тихоновой. Организация потеряла аккуратного и добро­совестного работника, сама Тихонова стала чаще болеть.

Наносит только вред и организации и его участницам конфликт в ситуации 19. Организация не может не испы­тывать отрицательного влияния по существу бесполезных и эмоционально изнуряющих конфликтов между директо­ром и рядовой работницей. При этом авторитет директора в глазах подчиненных не может не падать. Конфликт ничего не дает и лично его участницам.

Отчетливо видно, что конфликт по отношению к оппо­нентам — их структуре, целям, нормам поведения — мо­жет быть конструктивным для организационно-технологи­ческой системы в ситуации 3, деструктивным — в си­туации 13, нейтральным—в ситуациях 7, 9 и 11. Относительно ситуации 15 трудно сказать что-либо определенное, так как неизвестны потери цеха, вызванные сопротивлением группы Коростылевой распоряжениям прежнего мастера. То же самое можно сказать об эконо­мической системе лишь с тем исключением, что конфликт, описанный в ситуации 5, был нейтральным по отношению к ней. Для контактных групп конструктивными оказались конфликты в ситуациях 9, 12, 15, нейтральными — в си­туациях 7 и 18, деструктивными — в ситуациях 3, 11, 19. В ситуации 5 конфликт был конструктивным для групп нового подразделения и деструктивным для некоторых старых групп. В ситуации 13 вероятность деструктивного завершения конфликта для группы очень велика. Для отдельных личностей конструктивными оказались кон­фликты в ситуациях 5 (руководитель и отдельные сотруд­ники нового подразделения), 13 (Зеброва), 15 (Коросты-лева и, возможно, некоторые ее подруги), нейтральным — в ситуации 11, деструктивными — в ситуациях 2, 3 (Зыря­нов), 5 (отдельные сотрудники и руководитель старой организации), 9 (Денисова), 15 (старый мастер), 18. (Тихо­нова), в ситуации 19.

Некоторых вредных для организации конфликтов можно было бы избежать, если бы не были допущены серьезные недостатки в работе организационно-технологи­ческой и экономической систем. Своевременное выявле­ние таких упущений и просчетов — важная задача ад­министрации предприятия, общественных организаций.

Таким образом, понятие эффективности должно связы­ваться с конкретной системой, а сама эффективность выявляться по отношению к конкретному оппоненту. Тогда всякий конфликт, конструктивный для данного оп­понента, правильно будет считать эффективным для него. Конечно, понятие эффективности определено недостаточ­но четко, выглядит спорным, но думаем, что лучше иметь предмет спора в этой области, чем не иметь ничего.