Мотивационная сторона конфликтов: ребенок, семья, школа

Страницы работы

Содержание работы

  Мотивационная сторона конфликтов: ребенок, семья, школа

Аллахвердова О.В

Аллахвердова О.В. к.психол.н., доцент ф-та социологии СПбГУ,  читает курсы лекций по конфликтологии и психологии общения, но главный интерес для нее составляет работа в Центре развития посредничества в переговорах и  разрешении конфликтов, в настоящее время единственном в Санкт-Петербурге и одном из пяти, которые существуют в России. Этот центр задает новый, не традиционный для России, подход, направленный на сотрудничество в разрешении конфликтов. Имеет более 40 печатных работ, в том числе о совместимости людей, и методах конструктивного взаимодействия и успешных переговорах.

Обсуждение проблемы конфликтов в настоящее время стало очень популярным. Практически ежемесячно выходят все новые и новые книги и учебники. (Н.В.Гришина, Психология конфликта,2000,; А.Я.Анцупов,А.И.Шипилов, Конфликтология, 1999; Конфликтология, под ред. А.С.Кармина, 1999; Г.И.Козырев Введение в конфликтолгию,1999; А.К.Зайцев  Социальный конфликт, 2000;. О.Н.Громова, Конфликтология, 2000;

 Курт Левин, Разрешение социальных конфликтов,2000; Дж.Рубин, Д.Пруйт, С.Х. Ким., Социальный конфликт – Секреты убеждения, 2001 и др.) Этот список можно было продолжить множеством статей, которые выходят в различных журналах по социологии, психологии и политологии.  Специалисты пытаются все глубже изучить и понять причины возникновения последних и мотивы их развития в самых разных областях  жизнедеятельности человека, и особенно, в области воспитания  и обучения детей. Опыт, правда, показывает,  большинство людей убеждены, что умеют воспитывать детей, и знают каким образом это надо делать. Обычно, попадая в неприятную  проблемную ситуацию, они склонны обвинять всех, кроме себя, и не готовы признавать свои ошибки. Часто, кажется: «Все равно, рано или поздно, конфликт разрешится сам! Или «противник» будет сломлен, или будет найден компромисс, или, на худой конец, можно вовсе избежать конфликта, сделав вид, что ничего значимого не произошло», Но  как показывает опыт, такой подход к разрешению конфликтов будет временным, а сами события, связанные с прошлым конфликтом дают  негативный опыт для воспитания ребенка и влияет отрицательно на его дальнейшую жизнь.

 Рассмотрим один из случаев работы  Центра разрешения конфликтов. Все происходило в субботу, в нерабочее  для всех государственных структур время. В Центр позвонила женщина, причем, она с трудом могла говорить,  рыдала в трубку и говорила, что она не знает, что делать. У нее очень серьезный конфликт с сыном-подростком, который учиться в 11 классе. И что бы она ни делала, у нее ничего не получается. До 8 класса ее сын был  послушным, хорошо учился, занимался музыкой, имел много друзей и вовремя приходил домой. А теперь она совершенно не понимает, как же ей с ним справиться. Сын и мать с отцом были приглашены в ЦРК, где  с ними индивидуально были проведены консультации по изучению сложившейся ситуации. Прежде всего, специалисты проанализировали проблему вместе с каждым клиентом и попытались  показать и осознать,  в чем же все-таки конфликт между мамой и сыном.

  Те описания и характеристики, которые давала мама, совершенно не совпали с тем, что на самом деле специалисты в Центре услышали от мальчика: до 8 класса у них на самом деле были хорошие отношения, мама интересовалась его делами, они ходили вместе в театры и на концерты, у них была очень теплая доверительная атмосфера. Что же произошло? Мальчик не знал, но, почему-то начиная с 9 класса, мама стала регулярно просматривать его портфель, его записную книжку. В те моменты, когда сын разговаривал со своими друзьями по телефону, мама всячески старалась его прервать,  говорила, что он занимается не тем. Он должен делать уроки а не болтать с кем попало, т.е. мама постоянно вмешивалась в жизнь молодого человека, причем, настолько не считаясь с ним, что это стало его раздражать. В результате мальчик стал уходить из дома и старался вернуться как можно позднее. Мама начала подозревать его  в употреблении алкогольных напитков и наркотических средств.  Однажды молодой человек был на дне рождения и действительно выпил шампанского. Мама встретила его в дверях квартиры (и от обиды на сына) сказала, чтобы он возвращался туда, откуда пришел. В парадной их дома есть помещение, где собирается молодежь, поют песни, играют на гитарах. Мальчик проспал там всю ночь на столе. С утра мама, обнаружив, где сын, решила, видимо, проконтролировать его, и закрыла дверь с другой стороны на замок. Мальчик утром проснулся, попытался открыть дверь, но не смог и выпрыгнул в окно со второго этажа. В результате повредил позвоночник, долго болел.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Статьи
Размер файла:
59 Kb
Скачали:
0