Педагогика развития:
содержание образования как проблема
Красноярск, 1999 г., T.B. Скутина
Конфликт как механизм развития
отношений с близким сверстником
в подростковом возрасте
"Правда, пока еще оно [Я] представляется вплетённым в ткань отношения, в отношение к Ты... пока связующие узы не разорвутся и обособленное Я не предстанет на мгновение перед самим собой, как перед неким Ты, чтобы тотчас овладеть собой и впредь входить в отношения, обладая сознанием собственной обособленности".
М. Бубер
В последнее время в отечественной психологии развития уделяется всё больше внимание роли сверстника в развитии ребёнка. Что касается младшего подросткового возраста, то роль общения со сверстником в нём, по всеобщему признанию, велика чрезвычайно, что связано с центральной задачей возраста - отстраиванием собственной идентичности. Именно в младшем подростковом возрасте впервые и появляется фигура близкого друга - сверстника своего пола, с которым устанавливаются исключительно доверительные и важные для подростка "Я- Ты" (М. Бубер) отношения, разворачивается интимно-личностное общение как ведущая деятельность возраста (Д.Б. Эльконин), обеспечиваются условия для социально-психологического экспериментирования с наиболее сокровенными и напряжёнными сторонами образа "Я" (Г.А. Цукерман).
Должна ли современная школа каким-то образом определяться по отношению к такой, казалось бы, частной области жизни подростка, как общение с друзьями, которая к тому же реализуется без её участия, "естественным образом"? В этом вопросе мы разделяем позицию Г.А. Цукерман: "Совершающийся на границе младшего школьного и подросткового возраста переход... к ориентации на себя как главному условию решения задачи надо специально строить, чтобы этот кульминационный момент развития был прожит детьми в его чистых культурных формах" и далее - "Общие способы построения равноправных человеческих отношений... в любой человеческой деятельности могут и должны стать для самих подростков предметом специального изучения и освоения" [6].
Задуманное исследование опирается на идею Б.И. Хасана о том, что "достижение определённого уровня конфликтной компетентности может достоверно свидетельствовать о качествах прохождения соответствующего возрастного этапа"[3] и ставит своей целью выработку критериев полноценного проживания этапа интимно-личностного общения с близким другом в подростковом возрасте. Критерии эти, по нашему предположению, могут быть связаны со становлением тех или иных способов и способностей к продуктивному разрешению конфликтов.
Движение к указанной цели требует решения ряда задач:
· Описания типичных конфликтов между близкими друзьями-подростками в их соотнесении с изменением характера отношений.
· Выделения особенностей способов разрешения конфликтов с близкими друзьями и их гендерных различий.
· Построения теоретической модели становления и средств диагностики конфликтной компетентности подростков в межличностном общении.
В этом сообщении освещается этап работы, связанный с решением первой из перечисленных выше задач.
Постановка проблемы, гипотеза
К настоящему времени в отечественной психологии описана юношеская дружба [1], охватывающая возраст 14-18 лет, однако отсутствует развёрнутая картина дружбы 10-13-летних подростков. В этом возрасте круг друзей дифференцируется: наряду с друзьями - членами одной компании выделяется фигура ближайшей, "любимой" подруги (раньше и ярче этот феномен проявляется у девочек) и лучшего друга - у мальчиков, содержание общения с которыми существенно отлично от общения с другом в более младших возрастах. Именуя и тех, и других "друзьями", подросток, различает границы этих общностей, признает разницу разворачивающихся в них отношений. Именно близкая дружба со сверстником своего пола, её психологическое содержание и динамика в подростковом возрасте, а также конфликтная сторона отношений, традиционно остающаяся в тени при описании доверительных отношений, явились предметом нашего рассмотрения. Мы предполагали, что особое содержание близкой дружбы осваивается подростками через разрешение целого ряда типичных конфликтов, имеющих свою специфику для мальчиков и девочек.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.