Разрешение конфликта: Как правило, описания такого типа заканчиваются тем, что подруги, обиженные и расстроенные, расходятся.
Мальчики
Пример: "Друг обманул другого и стал меньше с ним видеться, а он ничего не может понять, в чём дело...".
Переживания и конфликтное поведение: "Он пытается выяснить, почему его лучший друг стал его избегать. Он очень опечален безразличием друга".
Разрешение конфликта: "...потом они поговорили, подумали и поняли, что у каждого могут быть свои секреты, личные какие-то мысли, которые не надо знать никому".
Конфликты типа Б связаны с нарушением чувства "Мы" - доверия и взаимопонимания "во всём" и сопровождаются у девочек острыми противоречивыми чувствами, которыми участницам не всегда удаётся овладеть.
Мальчики не настолько "обуреваемы" эмоциями, им иногда удаётся конструктивно разрешить конфликт - развить отношения в сторону большей автономии "внутри" дружбы, хотя чаще описываются варианты, аналогичные девичьим: "Когда мы поссорились, он перестал для меня существовать, я так же отношусь к нему и сейчас".
В. Конфликты двух близких подруг из-за третьей
чрезвычайно актуальны и остры для большинства семиклассниц, особенно при модели 3, для мальчиков не характерны.
Девочки
Примеры: "Очень близкие подруги хотели помириться... и когда Оля пришла наместо встречи, то она увидела, что её когда-то близкая подруга разговаривает и доверяет свои секреты другой, новой подруге".
"Две подруги поссорились из-за третьей. Эта третья подруга сказала одной, Ане, что Катя тебя ненавидит".
Переживания и конфликтное поведение:* "Когда они встречались на улице или в школе, то отворачивались друг от друга и старались не показывать, как им плохо друг без друга. Вдруг Галя сказала Иде, что ей плохо без их дружбы. Ида сказала то же самое, и они решили быть друзьями. Но, встретившись на следующий день, они снова поругались. Эта ссора была серьёзнее, чем та. Они решили больше не разговаривать... Через пару месяцев Ида пришла домой к Гале и сказала: "Галя, я умираю от тоски, извини, что я была такой плохой подругой"... и т.д.
Разрешение конфликта: Девочки-семиклассницы способны совершать ряд итераций по разрешению конфликта, преодолевая неудачные попытки и расхождение планов переживания, и поведения. Часто эти попытки, напротив, приводят к эскалации конфликта, окончательному развалу отношений, вопреки замыслу на восстановление. Но случаи разрешения всё-таки выглядят не внезапными и самопроизвольными, а описываются как результат целенаправленных действии участниц. Встретился интересный случай продуктивного разрешения конфликта "треугольника" подруг, когда в результате мучительного выбора между старой и новой подругами, семиклассница приходит к возможности сохранять дружбу с обеими девочками и с этим ресурсом переходит к освоению нового типа общности - исключительно близкие отношения у неё устанавливаются с мальчиком.
Особенно остры и болезненны такие конфликты для дружащих на близких психологических дистанциях - третья подруга воспринимается как угроза "миру близких отношений", угроза "вплетённому в ткань отношений", ещё недооформленному Я. По-видимому, этот тип конфликтов знаменует собой этап экспериментирования с внешними границами общности, в то время как шестиклассницы нащупывают нормы взаимоотношений внутри неё. По-видимому, резко конфликтный характер этого процесса связан с разными темпами исчерпания ресурса данного союза у подруг и отсутствия опыта сочетания разных типов отношений. В описаниях такого типа конфликтов удерживается процессуальность разворачивания конфликта: по всем предложенным картинкам составляется единая история, в которой присутствуют и чувства, и действия персонажей, мотивы 'и замыслы тех или иных поступков. Таким образом, семиклассницы уже демонстрируют способность реконструировать внутреннюю и поведенческую динамики конфликтного взаимодействия на актуальном материале. И хотя большинство конфликтов деструктивно, по сравнению с рассказами шестиклассниц описания обнаруживают более чёткую ориентировочную основу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.