Конфликт как механизм развития отношений с близким сверстником в подростковом возрасте, страница 6

         Разрешение конфликта: Как правило, описания та­кого типа заканчиваются тем, что подруги, обиженные и расстроенные, расходятся.

         Мальчики

         Пример: "Друг обманул другого и стал меньше с ним видеться, а он ничего не может понять, в чём дело...".

         Переживания и конфликтное поведение: "Он пы­тается выяснить, почему его лучший друг стал его избе­гать. Он очень опечален безразличием друга".

Разрешение конфликта: "...потом они поговорили, подумали и поняли, что у каждого могут быть свои секре­ты, личные какие-то мысли, которые не надо знать никому".

         Конфликты типа Б связаны с нарушением чувства "Мы" - доверия и взаимопонимания "во всём" и сопровож­даются у девочек острыми противоречивыми чувствами, ко­торыми участницам не всегда удаётся овладеть.

         Мальчики не настолько "обуреваемы" эмоциями, им иногда удаётся конструктивно разрешить конфликт - раз­вить отношения в сторону большей автономии "внутри" дружбы, хотя чаще описываются варианты, аналогичные де­вичьим: "Когда мы поссорились, он перестал для меня суще­ствовать, я так же отношусь к нему и сейчас".

         В. Конфликты двух близких подруг из-за третьей

         чрезвычайно актуальны и остры для большинства семи­классниц, особенно при модели 3, для мальчиков не харак­терны.

         Девочки

         Примеры: "Очень близкие подруги хотели поми­риться... и когда Оля пришла наместо встречи, то она уви­дела, что её когда-то близкая подруга разговаривает и до­веряет свои секреты другой, новой подруге".

         "Две подруги поссорились из-за третьей. Эта тре­тья подруга сказала одной, Ане, что Катя тебя ненави­дит".

         Переживания и конфликтное поведение:* "Когда они встречались на улице или в школе, то отворачивались друг от друга и старались не показывать, как им плохо друг без друга. Вдруг Галя сказала Иде, что ей плохо без их дружбы. Ида сказала то же самое, и они решили быть друзьями. Но, встретившись на следующий день, они снова поругались. Эта ссора была серьёзнее, чем та. Они решили больше не разговаривать... Через пару месяцев Ида пришла домой к Гале и сказала: "Галя, я умираю от тоски, извини, что я была такой плохой подругой"... и т.д.

         Разрешение конфликта: Девочки-семиклассницы способны совершать ряд итераций по разрешению конфлик­та, преодолевая неудачные попытки и расхождение планов переживания, и поведения. Часто эти попытки, напротив, приводят к эскалации конфликта, окончательному развалу отношений, вопреки замыслу на восстановление. Но случаи разрешения всё-таки выглядят не внезапными и самопроиз­вольными, а описываются как результат целенаправленных действии участниц. Встретился интересный случай продук­тивного разрешения конфликта "треугольника" подруг, ко­гда в результате мучительного выбора между старой и но­вой подругами, семиклассница приходит к возможности со­хранять дружбу с обеими девочками и с этим ресурсом пе­реходит к освоению нового типа общности - исключительно близкие отношения у неё устанавливаются с мальчиком.

         Особенно остры и болезненны такие конфликты для дружащих на близких психологических дистанциях - третья подруга воспринимается как угроза "миру близких отноше­ний", угроза "вплетённому в ткань отношений", ещё недооформленному Я. По-видимому, этот тип конфликтов знаме­нует собой этап экспериментирования с внешними граница­ми общности, в то время как шестиклассницы нащупывают нормы взаимоотношений внутри неё. По-видимому, резко конфликтный характер этого процесса связан с разными темпами исчерпания ресурса данного союза у подруг и от­сутствия опыта сочетания разных типов отношений. В опи­саниях такого типа конфликтов удерживается процессуальность разворачивания конфликта: по всем предложенным картинкам составляется единая история, в которой присут­ствуют и чувства, и действия персонажей, мотивы 'и замыс­лы тех или иных поступков. Таким образом, семиклассницы уже демонстрируют способность реконструировать внутрен­нюю и поведенческую динамики конфликтного взаимодей­ствия на актуальном материале. И хотя большинство кон­фликтов деструктивно, по сравнению с рассказами шести­классниц описания обнаруживают более чёткую ориентиро­вочную основу.