Конфликт как механизм развития отношений с близким сверстником в подростковом возрасте, страница 7

         Г. Конфликты двух близких подруг (друзей) из-за мальчика (девочки). Впервые появляются в 7 классе, пред­ставлены шире в 8 классе.

         Девочки

         Примеры: "Была дискотека. Катя и Дима танце­вали, а про Настю забыли... Настя вызвала Катю и сказа­ла: "Ты лучшая подруга бросила меня из-за друга...".

         "Две лучшие подруги полюбили одного, боролись за него...".

         "Олеся затронула Зин иного друга, ей это не понра­вилось и она начала говорить всякие гадости про Олесиного друга".

         Конфликтное поведение: Варьируется от немедлен­ного прекращения общения и разрыва отношений до поэтап­ного выстраивания понимания.

         Разрешение конфликта: Либо друг-мальчик оттор­гается и дружба восстанавливается, либо отношения в диаде развиваются в сторону большей свободы сторон.

Конфликты, когда обеим подругам нравится один мальчик, скорее всего, возникают из-за высокой степени общности внутренней жизни в диаде близких подруг: неред­ко имеет место процесс идентификации, подруги стремятся иметь общую событийность, которая обсуждается в деталях. Закономерным следствием является интерес к одному маль­чику. Подобные конфликты позволяют подругам "разделиться" - остро эмоционально прочувствовать несхожесть, разность, противоречивость - прежде всего, интере­сов - (обнаруживается, что не все интересы) "общие", а так­же мнений, характеров.

         Мальчики

         Пример: "Два друга сидели на лавочке, и один рас­сказал другому, что он встречается с его подругой. Тот обиделся и ушёл...".

         "Друзья поссорились из-за девушки. Один обвиняет другого в том, что он стал меньше уделять внимания другу и перестал гулять с ним...".

         "Два друга лучших полюбили одну девушку и выясни­ли это в конце концов"... устроили разборки...".

         Переживания и конфликтное поведение: "... Напряжённая ссора стала перерастать в выяснение отно­шений на кулаках и победу одного из них. Он пришёл домой, сел и стал думать, ему хотелось плакать, ведь это был его лучший друг и любимая девушка... Друзья встретились сно­ва и решили, что один должен уйти. Второму было не по себе: жаль себя и друга, обидно...".

         Разрешение конфликта: "...Он пошёл к девушке по­говорить, но получил от её друга, потому что она любила его, а они ей были оба не нужны. Друзья остались без де­вушки. Позже они помирились и забыли всё, были даже ра­ды исходу".

         Подобного рода конфликты у мальчиков носят часто характер нормативного соперничества, где сами по се­бе отношения с девушкой не имеют конкурентоспособного значения - этакие "серьёзные игры".

         Д. Конфликты с другом противоположного пола

         ярче представлены у мальчиков 7, 8 классов, особенно назы­вающих ближайшим другом девочку.

         Мальчики

         Примеры: "Однажды мальчик и девочка поссори­лись. Он умолял её не бросать её, но она ушла. Он сидел на земле и плакал, а она нашла другого мальчика".

         "Однажды мальчик обидел девочку, и она от него ушла. Он старался с ней помириться, но ничего не вышло".

         "Была дискотека, я пошёл туда только потому, что туда должна была прийти моя подруга... она сказала, что кроме меня ни с кем не будет танцевать. Меня на минутку позвали друзья, а когда я вернулся, она танцевала с другим".

         Конфликтное поведение: "Эта обида была не про­стой. До сих пор я не дружу с ней и не собираюсь прими­ряться".

         Разрешение конфликта: Отношения резко преры­ваются одной из сторон.