Конфликты подростков с близкими друзьями
На втором этапе исследования было собрано более четырёхсот рассказов по картинкам модифицированного 1 ТАТ "конфликт двух друзей", а также проведено интервьюирование на тему "Отношения с близкими друзьями, конфликты между ними". Полученные данные позволили нам выделить следующие наиболее распространённые типы конфликтов и их характерные признаки.
А. Конфликты из-за "пустяков" между двумя подругами (друзьями) преобладают в 6 классе у девочек и в 6, 7 классах - у мальчиков, характерны для модели 1.
Девочки
Пример: "Мы шли с ней домой, играли и я нечаянно
попала за шиворот".
"Ей так хотелось читать книгу, а мне - так".
Представления о причинах ссор: "Я даже не помню, из-за чего мы иногда ссоримся. Просто как-то поругаемся даже неожиданно".
"Может, поссоришься с подружкой, что ты не хочешь с ней играть - тут уже находишь, чтобы поругаться и потом не разговариваешь с ней".
Конфликтное поведение: "Мы начали ругаться, кричать...", "она обиделась и ушла", "она начала говорить всякие гадости, мы так разругались, что начали бить друг
друга".
Разрешение конфликта: "С близкой подружкой я поругалась и тут же уже помирилась". "Заговорили просто так...". "Просто начали разговаривать, и всё. Потому что надоело уже, скучно стало". "Но вдруг из-за какой-то фразы мы помирились".
Мальчики
Пример: "Мы гуляли и поссорились с другом. Я его ударил за то, что он стал обзываться на меня, и он тоже начал драться первым".
Конфликтное поведение: "Два друга спорили между собой. Спорили, спорили. Один решил заехать по морде. Он меня решил ударить, тогда я разозлился и тоже его ударил".
Картина таких конфликтов описывается подростками весьма свёрнуто и туманно. Разрешение либо не представлено вовсе, либо случается вдруг, само собой. Можно сказать: "конфликт происходит с ними", а не "они конфликтуют", при этом и мальчики и, реже, девочки применяют импульсивные, агрессивные способы - обзываются, кричат, дерутся. Такого типа конфликты скорее свидетельствуют о признаках дружбы предыдущего возраста, практически не представлены при 3 модели отношений.
Б. "Серьёзные" конфликты двух подруг (друзей) из-за непонимания, предательства, отсутствия помощи.
Девочки, 6 класс (модель 3); 7, 8 классы; мальчики -7,8 классы, модель 2, 3.
Девочки
Пример: "Подружки пришли на дискотеку. Они всегда друг друга везде приглашали. И тут как что-то случилось. Одна подруга развлекалась, а другая скучала, и она на это обрелась".
"Мы были самые хорошие подруги, и вдруг я узнаю, что секрет, о котором я рассказала только ей, знает весь класс".
Переживания и разворачивание конфликта:
"Сейчас она для меня никто. Она в моём сердце умерла. Иногда я сожалею, но, в общем, её не существует. Моя подруга очень долго пыталась подойти ко мне, но после её предательства, я с ней дружить не хочу, она для меня умерла. Но я думаю, что, скорее всего, скоро я с ней подружусь, хотя сейчас мне этого не хочется".
Неуправляемость ситуации: "Мы гуляли с подругой, но вдруг между нами забушевала ссора, мы очень сильно поссорились, но в душе нам не хотелось ссорится, но никто не хотел просить прощения. Я шла очень опечаленная, а когда я оборачивалась, я видела, как моя подруга хватается за голову - мы так не хотели ссориться".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.