Настоящая работа основывалась на гипотезе о том, что, являясь универсальным механизмом развития, конфликт выступает механизмом развития также и близких дружеских отношений. Используя диагностическую функцию конфликта, связанную с проявлением обострившихся противоречий, "болевых точек" в отношениях, мы стремились выделить те типы противоречий, для разрешения которых у сторон в данный момент не имеется достаточного ресурса, а также средства и способы, за счёт которых те или иные столкновения разрешаются продуктивно.
Мы предположили, что способность к продуктивному разрешению конфликтов в отношениях с близким другом своего пола будет свидетельствовать о полноценном проживании данного типа отношений и освоении специфических средств конфликтования на близких психологических дистанциях.
Целью данного этапа работы являлось описание динамики отношений подростков с близкими друзьями через изменение материала, т.е. собственно содержимого противоречия (Б.И. Хасан, 1995) и способов разрешения межличностных конфликтов, т.е. содержания.
Таким образом, были предприняты попытки решения следующих задач:
1. описание динамики становления близ: ой дружбы со сверстником в возрасте 10-14 лет через параметры психологической значимости и близости;
2. выделение типичных конфликтных ситуаций с близкими друзьями;
3. показать динамику содержимого и содержание конфликтов подростков с близкими друзьями.
Способ описания динамики близких отношений подростка
В нашем понимании, близкая дружба младшего подростка лежит в точке сопряжения пространств семьи и сверстнического сообщества: "для подростков характерно именно "со-противо-поставление" этих двух социумов и пространств, переносом отношений, характерных для одного из них в другое", - пишет Б.Д. Эльконин [8, с.59].
Один из типов отношений, переносимых из семьи на сверстников в младшем подростковом возрасте и воплощающийся в феномене "лучшей подруги (друга)", мы попытались описать через понятия психологической значимости и близости.
Феномены исключительной роли другого человека в формировании и существовании личности описываются в психологической литературе через понятие субъективной значимости, по поводу которой существует целый ряд теоретических представлений. Мы опирались на понятие значимости другого, вводимое через категорию "отношение" как явление, производного от взаимодействия и возникших межличностных отношений и представляющего собой определений "срез", аспект их рассмотрения [5}. Согласно этой трактовке, значимость другого детерминируется не только сложным переплетением потребностей обоих партнёров: - другой человек может стать значимым в силу сложившейся межличностной реальности: - системы взаимных влияний и отношений, приобретающей относительную самостоятельность и развивающейся по собственной логике.
"Объективная психологическая зависимость от значимых других содержательно дана индивиду в эмоциональном отношении к ним "[5] и организуется понятиями Мы и Они, которые, согласно взглядам Б.Ф. Поршнева, конституируют субъективную сторону всякой реально существующей общности людей. На полюсе "Мы" человек общается с другим как с самим собой, доверяет ему. По мере убывания чувства "Мы" нарастает отчуждение, отдаление - возрастает переживание "Он" (Она, Они). Выраженность полюсов переживания "Мы-Они" является непосредственным индикатором психологической близости партнёра. Шкала психологической близости, построенная на этой идее [4] использовалась нами для исследования динамики психологической дистанции подростков со значимыми другими.
Методы и процедура исследования
Процедура исследования состояла в следующем: в предварительной беседе с подростками обсуждались представления о значимых людях в жизни человека, о близких и далёких отношениях. Затем подросткам предлагалось "перечислить людей, которые наиболее важны для них в жизни и потеря которых была бы наиболее ощутима" и проранжировать полученный список. На специальном бланке, по оси абсцисс которого обозначался возраст респондента, а по оси ординат - степень психологической близости в отношениях, подросткам предлагалось вспомнить и изобразить линиями историю отношений с наиболее важными для них людьми: "100 баллов - ты испытываешь чувство полного единства с этим человеком, чувство "Мы", общаешься с ним как с самим собой; 0 баллов - чувство "Мы" отсутствует, относишься к другому как к постороннему человеку. В разные годы общения чувство "Мы" может меняться. Начерти линию этих изменений - от даты знакомства до сегодняшнего дня" [2]. В некоторых случаях, особенно для 6-классников, разбирался модельный пример графического изображения отношений. Понимание инструкции также контролировалось и при необходимости корректировалось в начале выполнения задания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.