Конфликт как механизм развития отношений с близким сверстником в подростковом возрасте, страница 8

         Как видно из примеров, и девочки в глазах мальчи­ков склонны резко прерывать взаимодействие, в то время как мальчики изображены в отдельных случаях способными на диалог в конфликте.

Конфликты данного типа связаны с освоением ново­го типа общности - отношений с другом противоположного пола, её норм и границ.

Заключение

         Можно считать подтверждённой гипотезу о наличии возрасто- и полоспецифичных конфликтов подростков с близкими и значимыми друзьями. Можно утверждать, что подростки осваивают новый тип общности - близкую друж­бу со сверстником своего пола через разрешение определён­ного типа противоречий, приобретая при этом всё новые средства и способы видения и управления конфликтом и ос­ваивая авторскую субъектную позицию.

         Полученные данные показали, что большинство кон­фликтов подростков с друзьями разворачиваются неконст­руктивно - участникам не удаётся овладеть "стихией" кон­фликта, реализовать собственный замысел. Это даёт основа­ние ставить вопрос о необходимости разработки и осущест­вления образовательных программ, направленных на разви­тие конфликтной компетентности подростков на материале дружеского общения. Такие программы могут иметь форму как краткосрочных учебных курсов, например, урок по вы­бору на 1 полугодие, так и выступать в качестве более де­тальной разработки определенных тем пролонгированного курса "Интересы, ценности, нормы".

         Литература:

1. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

2. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. - М., 1989.

3. Хасан Б.И. Конфликтная компетентность - атрибу­тивный эффект развивающего обучения. // Педагогика раз­вития: материалы 3-й научно-практической конференции. - Красноярск, 1996.

4. Хорошилова Е.А. К исследованию отражения зна­чимых других. // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. - Краснодар, 1977.

5. Хорошилова Е.А. Феномен субъективной значи­мости другого человека. Канд. дисс. - М, 1984.

6. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школь­ники - "ничья земля" в возрастной психологии. // Вопросы психологии 1998, № 3.

7. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. - М, 1994.

8. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. -М., 1994.