Как видно из примеров, и девочки в глазах мальчиков склонны резко прерывать взаимодействие, в то время как мальчики изображены в отдельных случаях способными на диалог в конфликте.
Конфликты данного типа связаны с освоением нового типа общности - отношений с другом противоположного пола, её норм и границ.
Заключение
Можно считать подтверждённой гипотезу о наличии возрасто- и полоспецифичных конфликтов подростков с близкими и значимыми друзьями. Можно утверждать, что подростки осваивают новый тип общности - близкую дружбу со сверстником своего пола через разрешение определённого типа противоречий, приобретая при этом всё новые средства и способы видения и управления конфликтом и осваивая авторскую субъектную позицию.
Полученные данные показали, что большинство конфликтов подростков с друзьями разворачиваются неконструктивно - участникам не удаётся овладеть "стихией" конфликта, реализовать собственный замысел. Это даёт основание ставить вопрос о необходимости разработки и осуществления образовательных программ, направленных на развитие конфликтной компетентности подростков на материале дружеского общения. Такие программы могут иметь форму как краткосрочных учебных курсов, например, урок по выбору на 1 полугодие, так и выступать в качестве более детальной разработки определенных тем пролонгированного курса "Интересы, ценности, нормы".
Литература:
1. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
2. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. - М., 1989.
3. Хасан Б.И. Конфликтная компетентность - атрибутивный эффект развивающего обучения. // Педагогика развития: материалы 3-й научно-практической конференции. - Красноярск, 1996.
4. Хорошилова Е.А. К исследованию отражения значимых других. // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. - Краснодар, 1977.
5. Хорошилова Е.А. Феномен субъективной значимости другого человека. Канд. дисс. - М, 1984.
6. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники - "ничья земля" в возрастной психологии. // Вопросы психологии 1998, № 3.
7. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. - М, 1994.
8. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. -М., 1994.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.