Принимая во внимание индивидуальные, а также гендерные различия в способности строить отношения на тех или иных психологических дистанциях [2], мы считали диагностичными для выделения феноменов "близкой дружбы" не абсолютные показатели степени психологической близости (для кого-то 70 % - максимум), а относительные в пределах индивидуального масштаба дистанций в отношениях. Поэтому о наличии близкого друга мы считаем возможным говорить, если представлены вторая и третья модели отношений. Данные о степени представленности близкой
дружбы в 6-х, 7-х и 8-х классах приведены в таблице 1.
Таблица I
Соотношение психологической близости в отношениях подростка с родителями и другом-сверстником.
модель отношений |
6 класс, 11-12 л. девочки/ мальчики, % |
7 класс, 12-13 л. девочки/ мальчики, % |
8 класс, 13-14 л. девочки/ мальчики, % |
Родной взрослый ближе друга |
35/70 |
14/56 |
25/36 |
Родной взрослый и друг равно близки |
30/15 |
48/26 |
50/36 |
Друг ближе родного взрослого |
35/15 |
38/17 |
25/27 |
Как видно из таблицы 1, картины отношений девочек и мальчиков в целом существенно отличаются. Автономизация от родителей у мальчиков идёт более медленными темпами: только к восьмому классу переориентация близкого, доверительного общения с родителей на друга у мальчиков достигает той степени, что у девочек была в шестом.
У девочек пик кризиса отношений с родителями приходится на 7-й класс. На это же время приходится пик сближения со сверстником своего пола. Причём максимально ярко в 12-13 лет проявился феномен исключительно близкой дружбы (3 модель отношений): "она понимает меня лучше всех, я всё ей могу доверить". К восьмому классу "исключительность" отношений с близкой подругой идёт на убыль, отношения с родителями выравниваются. Из графиков видно, что к восьмому классу (у некоторых - к седьмому) для части девочек пик отношений с подругой уже пройден, на графиках изображено плавное понижение или резкий спад, при этом появляется линия отношений с новой подругой или другом противоположного пола. В 8 классе среди близких значимых сверстников уже достаточно много лиц противоположного пола в статусе друга или "любимого! мальчика". Интересно при этом, что у девочек дружбе с мальчиком, как правило, предшествует этап близкой дружбы с девочкой, мальчики же нередко реализуют модель именно сдевочкой, так и не достигнув в общении с друзьями своего пола высоких степеней доверительности и взаимопонимания.
Интересным и требующим детального понимания показался нам феномен "животного как значимого другого", встречающийся нередко в шестом классе ив отдельных случаях в седьмом: дети включают домашнее животное ("мой кот Тихон") в список значимых с высоким ранговым номером и изображают линию отношений с ним на том же уровне или даже выше, чем со сверстниками. Причём нередко дети сами уточняют инструкцию, кого следует включать в списки, и тем не менее включают "не людей". Это явление характерно для ребят с 1 моделью отношений. На вопрос: "Всё-таки, кто для тебя самый, самый близкий человек?" шестиклассница, например, отвечает: "Не знаю, наверное, кот - я ему всё рассказываю". Можно предположить, что кот, собака служат здесь неким "пробным телом" будущих отношений с близким сверстником. Эти отношения пока несимметричны, но обеспечивают полную психологическую безопасность, отсутствие конфликтов и возможность , "рассказать всё" и получить эмоциональное принятие. Подросток направляет на животное свою нужду в новом видении себя, но это зеркало ещё почти "слепое" и по мере сближения со сверстником теряет свою актуальность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.