Следующий этап исследования проводился через несколько дней. Отталкиваясь от "волнообразного", неровного характера полученных на первом этапе "линий отношений", предлагалось вспомнить, с чем были связаны понижения психологической близости с тем или иным другом; обсуждались сложные, напряжённые моменты в отношениях с ним, конфликтные ситуации. Таким образом, сознаваемая сторона конфликтных отношений подростков с друзьями изучалась методом свободного интервью. Скрытая, возможно, неосознаваемая конфликтность - модифицированным ТАТ (Б. И. Хасан, 1990). Ребятам предлагалось составить рассказы по картинкам согласно инструкции: "Представьте, что на каждой из этих картинок изображён сложный, напряжённый момент в отношениях близких подруг (друзей) ваших ровесников. Напишите рассказ по каждой из этих картинок. Опишите, что происходит в данный момент, с чего всё началось, чем закончится. Постарайтесь передать мысли и чувства действующих лиц".
Респонденты
В исследованиях, выполненных в 1998-99 г.г., приняли участие 128 учащихся 6-8 классов красноярских школ, среди них 40 шестиклассников (20 девочек, 20 мальчиков); 52 семиклассника (29 девочек, 23 мальчика) и 36 восьмиклассников (20 девочек, 16 мальчиков. Таким образом, были привлечены учащиеся второй, "подростковой" ступени общеобразовательных школ.
Основные результаты и их обсуждение
Динамика близких отношений подростков
На первом этапе исследования было собрано 128 ранжированных списков значимых других и графиков "линий отношений" с ними. Согласно полученным данным, уже с шестого класса друзья начинают конкурировать с родственниками за первые места среди значимых, хотя при этом значимость родных взрослых остаётся очень высокой, и чаще всего мама и папа (реже - бабушка; встретились случаи, когда родители отсутствуют и ребёнок воспитывается бабушкой) возглавляют список. Проявился феномен "когнитивного конфликта" при задании отметить цифрами места по значимости: не в силах решить, кто же важнее - родители или подруга (друг), ребёнок присваивал одинаковой цифры нескольким людям: "мама- 1, папа-1, подруга Аня-1".
Анализируя линии психологической близости, можно утверждать, что примерно с десятилетнего возраста начинает проявляться тенденция к понижению психологической близости с родными взрослыми. Интересно, что наиболее подверженной изменениям оказывается линия отношений с мамой, близость с которой до этого времени изображалась преобладающим большинством подростков на уровне 95-100 %, при этом понижение близости с мамой может протекать на фоне стабильных отношений с другими родственниками. Отдаление от мамы (или другого родного взрослого), которое можно интерпретировать как начало кризиса в отношениях с родителями, как правило, сопровождается стремительным сближением с подругой (другом). И если до 10 лет отношения с друзьями изображаются на уровне до 50 %, то в подростничестве чувство "Мы" с подругой нередко достигает 100 % и переживается как более отчётливое, чем чувство "Мы" с родителями.
На основании различных типов соотношения близости в отношениях с родными взрослыми и друзьями были выделены три модели отношений подростков 11-14 лет со значимыми другими:
1. Родной взрослый ближе, чем друг - степень близости с кем-то из взрослых родственников на момент исследования превышает степень близости с другом более чем на 10%.
2. Родной взрослый равен по близости другу - показатели близости с кем-то из взрослых родственников и с другом высоки и различаются не более, чем на момент исследования 10 %.
3. Друг ближе родного взрослого - линия отношений с другом располагается выше линий отношений со всеми родственниками в момент исследования, т. е. друг является самым близким человеком.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.