1)
Красноярский Государственный Педагогический
Университет им. В.П. Астафьева.
2)
Курс «Конфликтология» для студентов психологического
факультета 4 курса.
3)
Понятие конфликта в конструктивной психологии
(повторение), структура конфликта. Конфликтная ситуация. Предмет конфликта.
Наше занятие
проводилось в середине курса. Студенты на момент проведения занятия уже были
знакомы с разными теориями конфликта, в том числе и с конструктивной
психологией конфликта. Нашей задачей было познакомить их с новыми понятиями
конструктивной психологии, близкими к практике (конфликтная ситуация, предмет
конфликта) и научиться ими пользоваться, так как после наших занятий им
предстояло работать с практическим материалом: описанием конфликтов на
жизненных примерах, фильмах, кейсах.
4)
Цели занятия: - Вспомнить и
повторить понятие конфликта в конструктивной психологии
- Вспомнить и
повторить структурное описание конфликта
- Овладеть
понятием ситуации, конфликтной, конфликтогенной ситуации, внешнего и
внутреннего конфликта (научиться пользоваться этими понятиями: применять в рассуждении,
приводить примеры; научиться различать понятия конфликта, конфликтной и
конфликтогенной ситуации)
- Понять, что
такое трудность, проблема, задача, научиться применять эти понятия
- Познакомиться
с пятифакторной моделью конфликта, понять ее, научиться классифицировать
явления с помощью этой модели.
5)
План занятия:Устное сообщение
сопровождалось презентацией, содержащей следующие тематические блоки:
·
Конфликт.
Структурное описание конфликта
Описание
каждого уровня конфликтообразующей структуры сопровождалось примерами с нашей
стороны. Для демонстрации разбирался кейс по описанной модели (выделялся и
описывался каждый из уровней). Студентам также предлагалось приводить примеры
на каждый уровень, задавать вопросы.·
Ситуация.
Конфликтная ситуация. Конфликтогенная ситуация
Понятия
разъяснялись с помощью примеров. Студенты должны были привести собственные
примеры (описать и развести конфликтогенную ситуацию, конфликтную ситуацию,
собственно конфликт)·
Внешний
и внутренний конфликт
Этот
тематический блок понятийно описывался, а затем студентам самостоятельно
предлагалось попробовать придумать примеры внешнего и внутреннего конфликта.
Создавалось совместное обсуждение примеров студентами и лекторами. Были разобраны
ситуации, в которых предлагалось найти и внутренний и внешний конфикт.·
Трудность:
проблема, задача.
От
понятия ситуации был сделан логический переход к понятию трудности (ядру
ситуации), затем были определены две ее ипостаси: проблемная и задачная.
Объяснения подкреплялись примерами. Далее студентам предлагалось придумать
примеры задачи и проблемы.·
Предмет
конфликта. Пятифакторная модель конфликта
После
обсуждения примеров, которое дало понять, что задача и проблема может быть у
каждого своя был сделан переход к понятию «предмет конфликта» и предложена
пятифакторная модель для его описания и структурирования. Модель была подробно
описана и разъяснена с помощью примеров. Затем студентам было дано задание разделиться
на несколько групп, придумать и обсудить примеры конфликтов с предметом на
разный фактор из модели.6)
Все, запланированное нами при разработке занятия,
удалось воплотить.
7)
Для себя мы отметили следующие приемы, которыми мы успешно
воспользовались во время проведения занятия:
ü
С
самого начала лекции студентам была дана установка на то, что с помощью
изученного материала они будут решать практические задачи на следующих занятиях
ü
Внимание
студентов на материале было сосредоточено и с помощью того, что их заранее
предупредили о задании, которое они получат в конце занятия по пройденному
материалу