Понятие и структура конфликта. Конфликтная ситуация. Предмет конфликта

Страницы работы

Содержание работы

1)  Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева.

2)  Курс «Конфликтология» для студентов психологического факультета 4 курса.

3)  Понятие конфликта в конструктивной психологии (повторение), структура конфликта. Конфликтная ситуация. Предмет конфликта.

Наше занятие проводилось в середине курса. Студенты на момент проведения занятия уже были знакомы с разными теориями конфликта, в том числе и с конструктивной психологией конфликта. Нашей задачей было познакомить их с новыми понятиями конструктивной психологии, близкими к практике (конфликтная ситуация, предмет конфликта) и научиться ими пользоваться, так как после наших занятий им предстояло работать с практическим материалом: описанием конфликтов на жизненных примерах, фильмах, кейсах.

4)  Цели занятия:

- Вспомнить и повторить понятие конфликта в конструктивной психологии

- Вспомнить и повторить структурное описание конфликта

- Овладеть понятием ситуации, конфликтной, конфликтогенной ситуации, внешнего и внутреннего конфликта (научиться пользоваться этими понятиями: применять в рассуждении, приводить примеры; научиться различать понятия конфликта, конфликтной и конфликтогенной ситуации)

- Понять, что такое трудность, проблема, задача, научиться применять эти понятия

- Познакомиться с пятифакторной моделью конфликта, понять ее, научиться классифицировать явления с помощью этой модели.

5)  План занятия:

Устное сообщение сопровождалось презентацией, содержащей следующие тематические блоки:

·  Конфликт. Структурное описание конфликта

Описание каждого уровня конфликтообразующей структуры сопровождалось примерами с нашей стороны. Для демонстрации разбирался кейс по описанной модели (выделялся и описывался каждый из уровней). Студентам также предлагалось приводить примеры на каждый уровень, задавать вопросы.

·  Ситуация. Конфликтная ситуация. Конфликтогенная ситуация

Понятия разъяснялись с помощью примеров. Студенты должны были привести собственные примеры (описать и развести конфликтогенную ситуацию, конфликтную ситуацию, собственно конфликт)

·  Внешний и внутренний конфликт

Этот тематический блок понятийно описывался, а затем студентам самостоятельно предлагалось попробовать придумать примеры внешнего и внутреннего конфликта. Создавалось совместное обсуждение примеров студентами и лекторами. Были разобраны ситуации, в которых предлагалось найти и внутренний и внешний конфикт.

·  Трудность: проблема, задача.

От понятия ситуации был сделан логический переход к понятию трудности (ядру ситуации), затем были определены две ее ипостаси: проблемная и задачная. Объяснения подкреплялись примерами. Далее студентам предлагалось придумать примеры задачи и проблемы.

·  Предмет конфликта. Пятифакторная модель конфликта

После обсуждения примеров, которое дало понять, что задача и проблема может быть у каждого своя был сделан переход к понятию «предмет конфликта» и предложена пятифакторная модель для его описания и структурирования. Модель была подробно описана и разъяснена с помощью примеров. Затем студентам было дано задание разделиться на несколько групп, придумать и обсудить примеры конфликтов с предметом на разный фактор из модели.

6)  Все, запланированное нами при разработке занятия, удалось воплотить.

7)  Для себя мы отметили следующие приемы, которыми мы успешно воспользовались во время проведения занятия:

ü  С самого начала лекции студентам была дана установка на то, что с помощью изученного материала они будут решать практические задачи на следующих занятиях

ü  Внимание студентов на материале было сосредоточено и с помощью того, что их заранее предупредили о задании, которое они получат в конце занятия по пройденному материалу

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Практика
Размер файла:
41 Kb
Скачали:
2