ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Программа семинара-практикума.
Конфликтология
Рабочая программа курса.
Автор-составитель: Привалихина Т.И.
Продолжительность курса: 20 часов.
Методы проведения занятий: лекции-дискуссии, практические занятия.
Отчетность по курсу: итоговая письменная работа.
Содержание курса.
Раздел 1. Конфликт как явление действительности и объект научных исследований.
Житейские представления о конфликте и их последствия. Конфликтофобические установки в культуре. Конфликт как предмет изучения различных наук (философия, социология, менеджмент, юриспруденция).
1.1. Основные направления изучения конфликта в психологии. Изучение межличностных и межгрупповых конфликтов в социальной психологии и психологии организаций. Конфликт в психологии личности – психоаналитическая, гуманистическая традиции. Конфликт в психологии управления. Конфликт в психологии развития и педагогической психологии.
Конструктивный подход к конфликту.
Раздел 2. Категориальный аппарат анализа конфликта.
2.1. Понятие конфликта в системе психологических понятий. Стресс, фрустрация, конфликт, кризис. Конфликт как механизм развития.
Структурное описание конфликта. Конфликтные переживания, конфликтные действия, основания столкновения. Участники конфликта. Стороны, непосредственные и прямые участники, эпизодические участники. Предмет и материал конфликта. Интересы и цели сторон. Процессуальное описание конфликта. Конфликтная ситуация и ее динамика.
Схема анализа конфликта.
2.2. Практикум по анализу конфликтных ситуаций.
Раздел 3. Конфликтная компетентность и ее развитие.
3.1. Стратегии и тактики в конфликте. Способности, обеспечивающие продуктивное разрешение конфликтов. Модель конфликтной компетентности.
3.2. Образовательные условия развития конфликтной компетентности. Учебная ситуация как конфликт.
Раздел 4. Модели разрешения конфликта. Переговоры.
3.1. Позиционно-функциональные модели взаимодействия. Давление как модель разрешения конфликта. Арбитраж как модель разрешения конфликта. Переговоры как модель разрешения конфликта.
3.2. Условия организации и эффективности переговоров. Виды переговоров. Технология ведения переговоров. Специфика переговоров в образовательных процессах.
3.3. Практикум по ведению переговоров.
Литература.
Основная.
1. Гришина Н.В. Психология конфликта. Питер. СПб. 2000.
2. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993.
3. Фишер Р. Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990.
4. Хасан Б.И. Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Мирос. М.2001
Дополнительная.
1. Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск. 1996-99. Вып. 5-7.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. МГУ. М.: 1984
3. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Прогресс. М.: 1993.
4. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Избранное. Т.1. Философия культуры. Юристъ. М.: 1996.
5. Козер Л. Функции социального конфликта. Идея-пресс. М.: 2000.
6. Конфликт в конструктивной психологии: Тез. докл. и сообщений на XI научно-практич. конф. по конструктивной психологии. Красноярск, 1990.
7. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита.// Вопросы психологии 1991. № 6.
8. Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон (обзор зарубежных материалов) //Иностр. психология. РАН ИП. М., 1993. Т. I, N 2.
9. Основы конфликтологии. Под ред. В.Н. Кудрявцева. Юристъ. М.: 1997.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.