НТП, обещающий рывок в повышении эффективности использования ТЭР, - проблема межотраслевая, которая не вписывалась в существующую систему управления. Пока существовали министерства, а Госплан СССР своей структурой дублировал их модель и интересы, "они латали дыры" в экономике за счет передовых предприятий и лучших ресурсов, а не прогнозировали и не балансировали будущее. Причем эта опасность еще какое-то время будет усугубляться и в СНГ, поскольку административная система управления и нового уровня будет пытаться решить проблемы, возникающие в связи с объективным ухудшением горно-геологических условий производства, не столько за счет повышения конечных результатов, сколько за счет форсированного использования лучших из имеющихся ресурсов.
В энергетике это делается вопреки теории формирования замыкающих затрат, согласно которой дополнительная потребность в топливе должна размещаться на худших месторождениях (так как лучшие вовлекаются в первую очередь). Но это лишь на бумаге и на словах. На самом же деле дополнительная потребность в топливе удовлетворяется за счет форсажа на лучших месторождениях, что осуществляется росчерком пера высокого администратора. При этом пренебрегается наука, ее проекты и расчеты, торжествует и воспитывается апологетика и безответственность перед обществом.
За последнее десятилетие среднегодовой прирост добычи газа в стране составил более 41 млрд. м3, что почти вдвое больше, чем за предыдущее, а плановый показатель на 1990 г. (побивая эти рекорды) превысил уровень 1989 г. на 49 млрд. м3. Однако достигнутые масштабы не радуют, так как они приводят не к росту богатства, созданию стабильных мощностей, комплексной разработке всего потенциала сырья, процветанию социальной инфраструктуры газодобывающих регионов страны, а к разорению природы, катастрофам, тяжелым условиям труда и быта людей.
Цели форсированной добычи газа подчинена и действующая система стимулирования. Об этом с большой озабоченностью писал генеральный директор крупнейшего в мире Уренгойского объединения по добыче газа Р. Сулейманов: "Ежегодно нам корректируют в сторону увеличения и без того напряженные планы добычи. Сегодня, правда, они зовутся государственным заказом, но суть остается той же. Совет Министров СССР пошел на беспрецедентную меру: в десятки раз поднял норматив отчислений в фонд материального поощрения за каждую тысячу кубо-
14
метров, поставленных сверх госзаказа. За 8 миллиардов кубометров газа, которые мы дополнительно поставим в нынешнем году, начисления чуть ли не вдвое превысят выручку от продажи плановых 380 миллиардов кубометров, если учитывать в этой цифре также добываемую нефть и конденсат. Такова логика затратной экономики, стимулирующей не сбережение данного сырья, а его безудержное потребление. А ведь госзаказ и так уже на целых 10 миллиардов кубометров превышает проектный режим отбора. В результате такой гонки оборудование, как правило, работает на пределе. Отключить хотя бы одну из 16 технологических ниток для ревизии и ремонта - проблема. В зимнее время об этом нечего и мечтать. Форсированные отборы мешают геологически грамотной разработке месторождений" [47].
Приведенный пример свидетельствует о том, что, если не лицемерить, действующая система стимулирования развращает людей и совершенно не считается с наукой, обосновывающей оптимальные уровни годовых отборов газа из месторождений. Вот к чему приводит безответственное отношение к национальным богатствам. Именно поэтому нельзя позволить форсажникам окончательно завести в тупик ТЭК страны.
Объективно назревшие перемены в ТЭК привели к необходимости перехода к принципиально новым технологиям - технологическим разрывам, под которыми понимается не эволюционное улучшение зависимости между затратами и результатами, а скачкообразный (революционный) рост эффективности конечных результатов производства. Экономически это означает, что как бы ни улучшались старые технологии расширения "поля" производства, они уже не в состоянии сколько-нибудь существенно снизить удельные затраты и выдержать конкуренцию с принципиально новыми технологиями, примененными в ресурсосбережении, особенно в конечной цепи производства. Именно поэтому в новой стратегии развития ТЭК страны должны господствовать такие технологические решения, которые обеспечат выход народного хозяйства на приоритетные направления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.