Оптимизация темпов разработки газовых месторождений с учетом ресурсосбережения: Производственно-практическое издание, страница 25

Однако в газовой промышленности под предлогом того, что БГС рассматривается как целое неделимое предприятие, еще в 1989 г. на базе Мингазпрома был создан концерн "Газпром". С его образованием высшим органом управления стал совет кон­церна, в который вошли руководители объединений, предприя­тий и организаций. Содержание концерна и взаимоотношения с вошедшими в него (на добровольных началах) предприятиями строились на договорной основе сроком на 5 лет.

Переход управления газовой промышленностью от Мингаз­прома к концерну "Газпром" произошел по инициативе руко­водящего звена работников газовой промышленности, которые руководствовались наряду с принципами сохранения самостоя­тельности отрасли (без ее слияния с нефтяной промышлен­ностью) и рядом других объективных и субъективных факто­ров, связанных с функционированием ЕГС. Система сложилась так, что разделить магистральные газопроводы по новым гра­ницам просто невозможно. Поэтому концерн затем преобра­зовался в Российское акционерное общество (РАО) "Газпром", что было регламентировано Указом Президента РФ № 1333 от 5 ноября 1992 г.

39


Теперь от грамотной политики РАО "Газпром" зависит обещанное сдерживание цен на энергоносители. На "Газпром", с одной стороны, идет давление сторонников их отпуска до уровня мировых, с другой стороны, усиливается требование к разумному использованию объективных законов экономики. Но­сителями первого требования являются эксперты Международ­ного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконст­рукции и развития. Их требования продиктованы протекцио­низмом и заботой о предпринимателях ведущих капиталистиче­ских стран, покупающих для своих стран энергоносители по ценам мирового рынка. К сожалению, и среди наших специалис­тов имеются сторонники шоковой терапии.

Носителями второго направления являются экономисты, счи­тающие, что стратегия формирования цен на энергоносители имеет существенные различия для стран с избыточными и не­достаточными ресурсами. Экспортируются энергоресурсы по мировым ценам. Цены на энергию внутри страны следует ус­танавливать по возможности на более низком уровне, что в сочетании с ресурсосбережением дает огромную выгоду. Многие добывающие страны давно используют эти преимущества. Поэто­му Россия, как страна с избыточными энергоресурсами, обяза­на проявить протекционизм по отношению к своим предприятиям и населению.

Как отмечал прогрессивный французский экономист Жан-Мари Шевалье еще в 80-х годах, факт обладания энергоисточниками представляет такой стране двойной выигрыш. И если страна получит возможность платить за энергию в 10-20 раз меньше того, во что она обходится европейской, американской или японской промышленности, то такая страна сможет создать продукцию, в опасной степени конкурентноспособную по срав­нению с традиционными центрами ее производства. Последнее преимущество настолько важно, что оно умышленно замалчива­ется в "официальной" литературе.

Представляется поэтому, что страна с избыточными энергоресурсами должна рачительно их использовать на протяжении длительного периода. Вот почему в зарубежной практике из крупнейших нефтегазовых месторождений годовые квоты добычи не превышают 1,5-2% от начальных запасов, и такие объекты стабильно разрабатываются до 80 лет, являясь фундаментом устойчивой экономики и национальной валюты. На­ше же "плановое хозяйство" умудрялось превышать рациональ­ные отборы в 3-4 раза. Это не только расшатывало устойчи­вость базовых отраслей и национальной валюты, но и лишало добывающие предприятия эквивалентного товарообмена и соот­ветствующей прибыли.

Стоимость энергоносителей в добывающих странах не может оцениваться так же, как в государствах, отдаленных от них на многие тысячи километров. Это аксиома, предельно ясная на

40


примере стоимости бананов в местах, где они выращиваются и потребляются.