Однако в газовой промышленности под предлогом того, что БГС рассматривается как целое неделимое предприятие, еще в 1989 г. на базе Мингазпрома был создан концерн "Газпром". С его образованием высшим органом управления стал совет концерна, в который вошли руководители объединений, предприятий и организаций. Содержание концерна и взаимоотношения с вошедшими в него (на добровольных началах) предприятиями строились на договорной основе сроком на 5 лет.
Переход управления газовой промышленностью от Мингазпрома к концерну "Газпром" произошел по инициативе руководящего звена работников газовой промышленности, которые руководствовались наряду с принципами сохранения самостоятельности отрасли (без ее слияния с нефтяной промышленностью) и рядом других объективных и субъективных факторов, связанных с функционированием ЕГС. Система сложилась так, что разделить магистральные газопроводы по новым границам просто невозможно. Поэтому концерн затем преобразовался в Российское акционерное общество (РАО) "Газпром", что было регламентировано Указом Президента РФ № 1333 от 5 ноября 1992 г.
39
Теперь от грамотной политики РАО "Газпром" зависит обещанное сдерживание цен на энергоносители. На "Газпром", с одной стороны, идет давление сторонников их отпуска до уровня мировых, с другой стороны, усиливается требование к разумному использованию объективных законов экономики. Носителями первого требования являются эксперты Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития. Их требования продиктованы протекционизмом и заботой о предпринимателях ведущих капиталистических стран, покупающих для своих стран энергоносители по ценам мирового рынка. К сожалению, и среди наших специалистов имеются сторонники шоковой терапии.
Носителями второго направления являются экономисты, считающие, что стратегия формирования цен на энергоносители имеет существенные различия для стран с избыточными и недостаточными ресурсами. Экспортируются энергоресурсы по мировым ценам. Цены на энергию внутри страны следует устанавливать по возможности на более низком уровне, что в сочетании с ресурсосбережением дает огромную выгоду. Многие добывающие страны давно используют эти преимущества. Поэтому Россия, как страна с избыточными энергоресурсами, обязана проявить протекционизм по отношению к своим предприятиям и населению.
Как отмечал прогрессивный французский экономист Жан-Мари Шевалье еще в 80-х годах, факт обладания энергоисточниками представляет такой стране двойной выигрыш. И если страна получит возможность платить за энергию в 10-20 раз меньше того, во что она обходится европейской, американской или японской промышленности, то такая страна сможет создать продукцию, в опасной степени конкурентноспособную по сравнению с традиционными центрами ее производства. Последнее преимущество настолько важно, что оно умышленно замалчивается в "официальной" литературе.
Представляется поэтому, что страна с избыточными энергоресурсами должна рачительно их использовать на протяжении длительного периода. Вот почему в зарубежной практике из крупнейших нефтегазовых месторождений годовые квоты добычи не превышают 1,5-2% от начальных запасов, и такие объекты стабильно разрабатываются до 80 лет, являясь фундаментом устойчивой экономики и национальной валюты. Наше же "плановое хозяйство" умудрялось превышать рациональные отборы в 3-4 раза. Это не только расшатывало устойчивость базовых отраслей и национальной валюты, но и лишало добывающие предприятия эквивалентного товарообмена и соответствующей прибыли.
Стоимость энергоносителей в добывающих странах не может оцениваться так же, как в государствах, отдаленных от них на многие тысячи километров. Это аксиома, предельно ясная на
40
примере стоимости бананов в местах, где они выращиваются и потребляются.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.