Договоренности о содружестве как раз и дают мощный импульс развитию национальных экономик, считает В.Селюнин, отвергая нежизненный горбачевский замысел проводить рыночные реформы одновременно и согласованно на всей территории бывшего Советского Союза. При таком варианте непременно понадобился бы центр, обладающий правом все на свете регулировать, всех опекать, отнимать продукт труда у одних и перераспределять в пользу других. И если кто стучится в сообщество в расчете на субсидии и подаяния, тому нужно сказать сразу: вы ошиблись дверью, здесь не делят пирогов, не подносят из общего бочонка, здесь народы суверенных государств к взаимной выгоде обмениваются плодами своих трудов.
Только по складывающимся взаимоотношениям с Украиной, внедряющей взамен рублей купоны, можно судить о том, что до создания общего экономического пространства нам еще весьма далеко. Пока что у нас политика идет впереди экономики, разрушая, а не укрепляя прежние связи и единое экономическое пространство. Образуется не цивилизованный, а дикий рынок, которым придется переболеть, преодолевая дезинтеграционные процессы. Лишь когда самостоятельные государства убедятся в выгодности и необходимости создания общих координационных структур, начнутся объединительные процессы.
В переходный наиболее трудный период добыча газа в лучшем случае стабилизируется или начнет снижаться. При этом компенсация потребности в более высокой прибыли газодобывающих и транспортных предприятий будет идти в основном за счет роста цен, приближающихся к уровню внешних. Скажется также необходимость отвлечения значительных средств на капремонт основных фондов, нуждающихся в обновлении и поддержании их. в работоспособном состоянии. Значительные средства нужны и на компенсацию снижающихся дебитов скважин. Кроме того, рост цен на газ усилит ресурсосберегающие тенденции на га-зоиспользующих объектах, что также должно ограничить рост добычи газа. Но не обойдется и без рецидивов.
Созданное на базе концерна "Газпром" крупнейшее акционерное общество, объединившее газовую промышленность трех бывших республик, окажется непрочным, так как над каждой рес-
227
публикой будут довлеть собственные экономические интересы. Наибольшую опасность представляет сохранение прежних командно-административных методов руководства с диктатом газодобывающим предприятиям сколько добывать газа, в какие системы его направлять и по каким ценам реализовывать. Продолжится ущемление добытчиков в пользу "своего" магистрального транспорта. Без разукрупнения монопольных структур на конкурентноспособные и взаимосвязанные акционерные фирмы с приватизацией государственной собственности не избежать рецидивов единого "заводоуправления".
Первым из примеров таких рецидивов может служить запрет концерна "Газпром" Туркменистану в праве на свою долю в экспортных поставках газа. Потребляя лишь десятую долю от добываемого газа, Туркменистан хотел бы более рационально распорядиться своими ресурсами. Поэтому вопрос распределения квот в сегодняшней ситуации неминуемо должен был возникнуть. Но никто на прошедших в Москве переговорах не ждал, что это будет в такой резкой форме. В ответ на некорректное заявление 'Тазопрома" представители Туркменистана встали и ушли.
Между тем, туркменский газ вызывает сегодня громадный интерес в странах Ближнего Востока. Турция, Пакистан, Иран и другие государства хотели бы немедленно приступить к строительсту газопроводов. И Туркменистан готов принять ряд предложений. Конечно, для южной республики это отличный вариант. Для других же государств Содружества - это беда, ибо снижение подачи газа в магистраль Средняя Азия - Центр немедленно вызовет дисбаланс во всей системе газораспределительного комплекса, обернется резкими перебоями в обеспечении газом ряда областей России, Украины, Азербайджана, Грузии, Узбекистана, Казахстана и Армении.
Причем это далеко не единственное изменение, которое в ближайшее время произойдет во взаимоотношениях между государствами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.