Вместе с тем необходимо отметить, что имеются, конечно, запасы, несомненно высокого качества, но они находятся в сложных горно-геологических и климатических' условиях. Перспектива их разработки требует больших капитальных затрат, что при нынешнем шатком состоянии нашей экономики весьма затруднительно.
В стратегии проведения геологоразведочных работ необходимо учесть следующую особенность, которая заключается в том, что, заметно сократив сегодня геологоразведочные работы, 5-7 лет это никто не почувствует. Но последствия такой политики печальны, так как через несколько лет станет ощутимой нехватка сырья.
Нельзя не сказать и о положении геологической науки. Ведь мы являемся свидетелями того, что из года в год сокращаются ассигнования . на отраслевую науку. Это может привести к образованию большой армии безработных научных работников, и, как следствие, появится новая проблема - дополнительная "утечка мозгов" из стран Содружества.
Для улучшения жизнедеятельности геологической службы в условиях рыночных отношений остро назрела необходимость переоценки существующих взглядов на стратегию ее развития. Отрасль должна быть восприимчивой к НТП и ориентированной на потребителя. Вместе с тем, учитывая характер деятельности
30
отрасли, эффективное наращивание и рациональное планирование прироста сырьевых ресурсов СНГ возможно лишь при их максимальной централизации, независимо от административных границ отдельных стран и регионов.
Первоочередные меры оздоровления геологической службы состоят в следующем:
сохранение объемов выполняемых геологоразведочных работ (в физическом и в денежном выражении) с дифференциацией показателей по экономическим районам страны;
сохранение централизованного финансирования отраслевой науки в размере 50-60%;
введение ставки погашения затрат на геологоразведочные работы по важнейшим видам сырья и выполнение кадастровых исследований в специальном фонде;
выделение в структуре финансирования геологоразведочных работ стабильных нормативов отчислений по научному обеспечению всех видов отраслевой деятельности [20].
Передовая линия борьбы за ускорение НТП действительно лежит через науку потому, что весь мир после энергетического кризиса предпринял огромные усилия, чтобы осуществить структурную перестройку промышленного производства, приспособить технологию к возросшим ценам на энергоресурсы и добиться их экономии.
Активная энергосберегающая политика страны и крупных регионов должна определяться межгосударственной программой энергосбережения на длительную перспективу, целью которой должно быть резкое снижение энергоемкости национального дохода, а для уровня отраслей и областей - снижение удельной энергоемкости прибыли.
Такая программа должна быть основным документом при определении потребности народного хозяйства в топливно-энергетических ресурсах и объемов их добычи. При этом основным показателем работы отраслей топливно-энергетического комплекса должен являться не план по добыче топлива и производству энергии, а удовлетворение потребностей в них промышленных, коммунально-бытовых и сельскохозяйственных предприятий, электростанций и населения.
Каждому топливопотребляющему предприятию необходимо иметь паспорт потребителя. Этот паспорт, зарегистрированный органами государственной инспекции по контролю за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, должен служить основанием для заключения договора на поставку топлива и энергии.
В зависимости от технического уровня эксплуатируемого оборудования и режима потребления топлива должны устанавливаться дифференцированные цены, учитывающие степень приближения действующих на предприятии нормативов к установленным на конкретный период [7].
Отмеченные положения в концентрированном виде относятся
31
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.