и к подземным хранилищам газа. Для понимания назревших причин перестройки всех взаимосвязанных звеньев отрасли, включая надежность и покрытие неравномерности газоснабжения, следует учесть необратимость структурных изменений в добыче газа, которая вплотную приблизилась к экономическому пределу своего ускоренного развития. Так, если в 1987 г. на Западную Сибирь приходилось почти 68% общесоюзной добычи, европейскую часть - 13%, Среднюю Азию и Казахстан - 15%, другие регионы - 4%, то в перспективе до конца текущего столетия будет еще в большей степени преобладать западносибирский газ.
Между тем, потери природного газа из-за низкого уровня его использования в стране достигают 95 млрд. м*/тод. Выходит, вхолостую работают целые месторождения [41]; Следовательно, необходимо в корне менять модель развития всех звеньев газовой промышленности с учетом форсированного переключения усилий на ресурсосбережение.
На протяжении 20 лет темпы прироста добычи газа составляли до 50% за каждое пятилетие. Если США для достижения 600-миллиардного рубежа добычи газа потребовалось около 100 лет, то отечественная газовая промышленность достигла его в 3 раза быстрее. Таких темпов роста добычи газа не знает ни одна страна в мире. Но сегодня нужно отдать приоритет не росту добычи, а ресурсосбережению, поставив его в основу новой стратегии развития энергетики.
Вместе с тем, достигнутое развитие газовой промышленности выдвигает ряд проблем, при решении которых в долгосрочном планировании необходимо учесть действующие тенденции и улучшить сбалансированное развитие всех взаимосвязанных звеньев отрасли.
Главным районом добычи газа как в настоящее время, так и в перспективе остается Западная Сибирь. Это создает определенные экономические и технические трудности, которые заключаются в том, что растут издержки и фондоемкость добычи и транспорта, усиливаются трудности дальнейшего расширения поставки большого количества газа в европейскую часть страны, где потребляется три четверти всех энергоресурсов.
В связи с существенным отдалением сырьевой базы отрасли от центров потребления газа, а также межгосударственными экспортными обязательствами возникла необходимость в строительстве крупных транспортных систем большой протяженности.
Основными проблемами в транспортировке газа являются:
применение труб больших диаметров;
увеличение единичной мощности газоперекачивающих агрегатов;
повышение давления в газопроводах до 10-12 МПа при охлаждении газа до низких температур и т.д.
Следовательно, транспорт газа должен развиваться не только экстенсивно, т.е. за счет роста протяженности
32
газопроводов, но и интенсивно - за счет увеличения средней пропускной способности каждого километра газопровода.
Для достижения расчетной производительности магистральных газопроводов необходимо улучшить систему подготовки газа к транспорту, а также очистку сечения труб от загрязнений. Нередко отстает от расчетных сроков и ввод в эксплуатацию линейных КС (компрессорных станций). Важное значение для стабильной загрузки мощностей магистрального транспорта имеет согласованное поддержание периода постоянной добычи газа или компенсирующее снижающуюся добычу использование добывных мощностей других месторождений.
Согласно исследованию Л.А. Мелентьева и В.А. Смирнова, применение природного газа значительно затруднено в связи с тем, что наиболее экономичный во времени режим его транспортировки от мест добычи к потребителям - равномерный, а режим его потребления - неравномерный. Неравномерность газопотребления связана с колебаниями температуры наружного воздуха (по сезонам, месяцам, неделям и суткам), а также с колебаниями расхода газа на отопление, вентиляцию и т.д.
По экспертным оценкам с 1985 по 1990 г. сезонная неравномерность газопотребления в стране возросла от 14,7 до 15,2% от годового объема использования газа, что обусловлено в основном увеличением удельного веса коммунально-бытовых потребителей в города и селах и изменением структуры использования газа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.