Однако, выполнив свою историческую роль, метод установления низких цен на газ внутри страны пришел в противоречие с его рачительным использованием и эквивалентным продуктообменом с газоиспользующими регионами страны. Многие предприятия, особенно там, где расходы на газ составляют 2-3% в калькуляции себестоимости продукции, вовсе не занимаются повышением эффективности его использования, так как ресур-сосбержение для них экономически не выгодно. В этих условиях продолжать "купаться" в дешевых ресурсах - значит потворствовать наращиванию валовой добычи газа при бесхозяйственном использовании национального богатства в конечной цепи производства.
Усиление роли цен в развитии перестраиваемой на рыночные отношения экономики и повышении эффективности общественного производства требует постоянного их совершенствования.
Объясняя неизбежность повышения цен, член правления концерна "Газпром" Е.К. Селихова отметила, что к началу 1993 г. себестоимость 1000 м3 газа составила 1,9 тыс. руб., а с учетом содержания городов в северных районах добычи -2,6 тыс. руб. С января отрасль в целом стала убыточной. Новые цены на внутреннем рынке лишь покрывают эти расходы, но не дают возможности финансировать капстроительство. Дополнительные средства для инвестиций, необходимых чтобы поддержать нынешний уровень добычи, будут получены за счет экспортных поставок. Базовые города за счет коммерциализации своей деятельности должны расширить градообразующие факторы. Экономический смысл заложенного подхода к формированию современных оптовых цен на газ заключается в отражении в них возросшей фондовооруженности труда, которая до того практически не учитывалась.
Смещение сырьевой базы газовой промышленности во все более удаленные регионы страны, введение платы за ресурсы, растущие расходы на экологию и другие новые статьи, связан-
77
ные с повышением самостоятельности газодобывающих предприятий, требуют соответствующего отражения их в возрастающих издержках производства. Кроме того, перевод отрасли на полный хозрасчет и самофинансирование, являющиеся атрибутами рыночных отношений, повышает актуальность финансирования капитальных вложений, идущих на простое воспроизводство, за счет собственных источников.
Следовательно, чтобы освободиться от государственных дотаций, назрела настоятельная необходимость приблизить внутренние цены на топливо, в том числе и на газ, к общественно необходимым затратам труда, повысив их в несколько раз.
Важно отметить, что повышение цен на энергоресурсы и, в частности, на газ внутри страны не должно вызвать "цепной" реакции и прямо пропорционального роста стоимости промышленной продукции и ухудшения материального благосостояния людей. Такой маневр мало что даст, так как в условиях высокой энергоемкости национального дохода он означал бы лишь покрытие бесхозяйственности в деле использования газа. Поэтому очень важно усилить энергосбережение в стране еще до приближения внутренних цен к уровню внешних на продукцию ТЭК. На это приходится обращать внимание, так как попытка выйти из положения за счет прейскуранта не раз предпринималась в прошлом. Будут они и в будущем.
Чтобы ориентироваться в ожидаемом повышении внутренних цен при приближении их к внешним, рассмотрим следующую предпосылку.
Объективные законы экономики добывающих отраслей промышленности приняты на вооружение в промышленно развитых странах, которые, особенно после энергетического кризиса 1973 г., стали руководствоваться принципом: "Меньше сырья -больше ума". Толчком к этому послужил рост среднегодовых внутренних цен на газ, которые, например, в США с 1976 по 1985 г. повысились от 16,6 до 93,5 дол. за 1000 м3 [31]. Это привело к развитию ресурсосбережения, позволившего снизить удельную энергоемкость национального дохода, а затем и цену на газ. Если учесть рыночную стоимость 1 дол., то нетрудно определить ориентировочный предел, до которого должна быть доведена внешняя цена на газ, поставляемый из России.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.