Как сообщила председатель Госкомцен Л. Розенова, цены на газ с 1 февраля 1993 г. в среднем выросли в 3,6 раза. При этом отпускные цены газодобывающих предприятий увеличились от 200 руб. за 1000 м3 до 1100 руб., а конечным промышленным потребителям 1000 м3 будет стоить 4 тыс. руб. Населению и коммунальным службам газ обойдется в 600 руб. за 1000 м3. На вопрос, когда наша цена на энергоносители сравняется с мировой, председатель Роскомцен ответила, что такая задача может стать актуальной, когда мирового уровня достигнет зарплата российских граждан1.
Нам представляется, что проблема рыночной стратегии цен на энергоносители зависит от разумного использования объективных законов экономики в складывающейся в России ситуации. Ее суть сводится к тому, что ускоренное приведение внутренних цен на энергоносители к мировым, как уже отмечалось выше, не соответствует экономическим интересам стран с избыточными энергоресурсами. Должны быть задействованы экономические рычаги ресурсосбережения и амортизаторы, противостоящие инфляции и очередному взвинчиванию цен на энергоносители и продукцию предприятий. Нужны экономические санкции и лишение должностей тех, кто злоупотребляет властью и необоснованно взвинчивает цены.
При решении энергоэкономических задач на оптимум необходимо спрогнозировать хотя бы до 2000 г. изменение коэффициента разновременности затрат rf, отражающего во времени тенденции приближения общественно необходимых затрат к уровню внутренних эквивалентных цен на газ. С учетом высказываний РАО "Газпром" и принимаемых усилий к стабилизации промысловой цены на газ можно принять, что к 2000 г. промысловая цена на газ примерно удвоится, т.е. достигнет 2200 руб/1000 м3.
На формирование отмеченной цены на газ будут влиять следующие тенденции. Во-первых, до сих пор имело место несправедливое распределение средств между добычей (т.е. теми, кто создавал ренту) и транспортом газа, и это дело необходимо поправить. Во-вторых, гонка за внешними ценами на энергоресурсы, навязываемая нам МВФ, вряд ли может быть принята 1:1, как минимум должны учитываться транспортные издержки и преимущества стран с избыточными энергоресурсами.
1У добывающих предприятий государство будет покупать предназначенный для экспорта газ по 6 тыс. руб. [19].
83
А это значит, что нет надобности в искусственном взвинчивании внутренних цен на ТЭР в России, от которых зависят цены на многие товары. Если МВФ печется о своих предпринимателях, то почему элементы протекционизма не могут быть использованы для российских предприятий? Ведь не секрет, что международное разделение труда учитывает преимущества в более низкой стоимости товаров, являющихся предметом местного производства.
В-третьих, стоит задача стабилизировать рубль, как внутреннюю, так и конвертируемую валюту России, и отразить в ней подлинную, а не спекулятивную стоимость воплощенного в ней труда. Специфика ТЭК России такова, что она на длительный период обеспечена собственными энергоресурсами, и это позволяет сохранить в ней два уровня цен: внутренних и внешних, получив от них определенную экономическую выгоду (речь идет об ускоренном становлении малых предприятий, создании дополнительных рабочих мест и менее болезненном для людей вхождении в рынок).
В отмеченных условиях для определения г% на последующий
этап используется экспоненциальная зависимость, формула которой разработана в СевКавНИИгазе, но приведенные затраты заменены ценами
г = ехр
1пЗ ,/3 , nt nl
и - 1)
- 1 = ехр
, 2200
(8 - 1) |
1п ТГоо
- 1 * 0,1,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.