У сторонников форсированного развития газовой промышленности есть свои теоретики, которые на поверку пользовались критериями "кривых зеркал". Они обосновывали "оптимальность" форсированных темпов выработки ресурсов, за которыми скрывался завуалированный метод колониальной эксплуатации лучших ресурсов. Преследовалась цель: ценой получения нефте-(газо) долларов продлить существование нежизненной системы управления.
Ошибки, допущенные в разработке нефтяных месторождений, которые из-за форсированной выработки привели отрасль к досрочному переходу на падающую добычу, целиком повторяются в газовой промышленности. В ней добычу "обосновывают" сверх 1 трлн. м3/год. Несуразность такого планирования очевидна далеко не всем. Поэтому определенную теоретическую и практическую ценность представляет обоснование рациональной меры интенсивности разработки газовых месторождений, предложенное в книге.
Рассмотрение организационных методов управления газовой промышленностью привело к удалению значительного внимания в
261
монографии Кувейтскому способу эксплуатации газовых месторождений, позволяющему за счет коммерциализации производства добиться самостоятельности и автономности газодобывающих предприятий, обеспечить им долгосрочную жизнедеятельность с подлинной мотивацией труда. В этой связи изложен поучительный пример в деле управления в США топливодобывающим комплексом в виде корпораций TVA, обладающих гибкостью и инициативой частных предприятий.
В высказанных рекомендациях применительно к северным месторождениям предложено создать на всех газодобывающих предприятиях за счет прибыли, получаемой с каждой 1000 м3 добываемого газа, свой Резервный фонд. Средства этого фонда должны помещаться в архивыгодную перерабатывающую промышленность и в освоение новых месторождений. Тогда за счет дивидендов преодолевается временный характер основного производства (из-за ограниченных в месторождениях ресурсов) и повышается социальная защита людей. Наличие средств Резервного фонда позволит газодобывающим предприятиям успешно участвовать в аукционах по продаже новых месторождений (площадей).
Рассмотрена роль и место РАО "Газпром". Отмечено, что только ускоренная (а не отложенная) приватизация и замена государственных структур на фирменное управление на арендных началах способны противостоять дальнейшему проматыванию лучших природных ресурсов.
Государство должно заниматься стратегией, обеспечивающей рациональное использование всего потенциала газовых месторождений, вести умеренную политику налогов, а не присваивать себе львиную долю прибыли, чтобы потом отнятое делить по крохам. Мелочная опека разрушает мотивационный механизм у людей и предприятий. Все, что до сих пор выделялось из бюджета, оказывалось недостаточным (несмотря на немалые суммы) и никогда эффективно не использовалось, так как было направлено в основном на форсированную выработку лучших запасов и латание дыр в бюджете.
Прежняя система управления газовой промышленностью исчерпала себя, доказала свою непригодность. И чем быстрее она будет заменена новыми цивилизованными структурами управления, тем быстрее возродится наше отечество.
Разработаны методы учета фактора времени в газовой промышленности как отрасли горного производства. Предложено учитывать удорожающие тенденции не только в сравнительной, но и в абсолютной эффективности капитальных вложений. Учитывая вероятностный характер изменения цен и нормативов, коррективы, вносимые в систему разработки месторождений, должны носить дежурный характер.
Обоснован интегральный критерий, предопределяющий рациональные темпы разработки месторождений. Освещены методы математического моделирования как основы проектирования,
262
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.