Представители республик, имеющих нефть и газ, уже заявили, что будут продавать сырье по мировым ценам, так как финансовые органы страны не торопятся восстановить эквивалентный товарообмен между добывающими и потребляющими регионами страны. Между тем, административно-управленческий аппарат мыслит прежними категориями, в частности, пока удастся диктовать, по какой цене и сколько поставлять продукции из каждого крупного месторождения. Вряд ли республиканский суверенитет пойдет на поводу прежних кабальных условий центра. Скорее всего цены на топливо значительно возрастут, так как пока они не обеспечивают эквивалентный товарообмен.
Вместе с тем, весомый рост внутренних цен до общественно необходимых затрат заставит задуматься многие топли-вопотребляющие предприятия о том, как уменьшить энергоемкость продукции. Таким образом, предпосылки к определению оптимальных уровней годовых отборов газа из месторождений, как функции цен и нормативов, возрастут. Передержка с приближением внутренних цен на энергоресурсы к общественно необходимым затратам труда на топливо - плохая услуга рыночным отношениям, щадящей экологии, ресурсосбережению и газодобывающим регионам страны. Боязнь цепной реакции на эквивалентное повышение цен на продукцию топливопотребля-ющих ведомств не развеется и через год. Нужны экономические методы, предотвращающие перерасход ТЭР на предприятиях, который, собственно, и привел к дефициту топлива из-за несоблюдения прогрессивных норм расхода энергоносителей на
96
выпуск единицы продукции. Диктат предприятий-монополистов должен регулироваться антитрестовским законодательством, отбивающим охоту высокими налогами неоправданно повышать на промышленную продукцию цены, обеспечивающие льготные нормы газоснабжения.
Тесная взаимосвязь таких формально независимых отраслей народного хозяйства, как нефтяная, угольная и электроэнергетическая обусловливает общий подход к оптимизации уровней годовых отборов продукции и идентичность методов их обоснования. Для этого в интегральном критерии должны найти отражения особенности горного производства и общие требования к соизмерению затрат и результатов, обеспечивающие учет прямых и обратных связей альтернативных вариантов по каждому месторождению с нормативами ТЭБ страны. В этом случае представится возможность обосновать оптимальные уровни годовых отборов продукции, которые в сумме по всем вовлеченным в эксплуатацию месторождениям будут соответствовать заложенному на верхнем иерархическом уровне отбору газа в целом по отрасли.
Из рис. 2 видно, за счет осуществления каких требований к сопоставимости затрат и эффекта обеспечивается приведение вариантов к сопоставимому виду.
При обосновании интегрального критерия прежде всего необходимо привести варианты к одинаковому объему производства. Так как выдвинутые для экономической оценки варианты имеют разный объем годового производства, то возникает потребность в привлечении компенсирующей продукции, с учетом которой обеспечивается приведение проектных решений в сопоставимый вид. Оценка прибавленной продукции кроме своей прямой функции приведения вариантов к одинаковому объему производства выполняет также обратную связь анализируемого варианта разработки газового месторождения с ТЭБ страны. Осуществляется это посредством цен и удельных нормативов замыкающих затрат, с помощью которых оценивается прибавленная продукция.
При обсуждении излагаемых положений некоторые экономисты указывали на то, что в предлагаемых методах уравнивания вариантов удельный вес затрат по газу ниже, чем по замыкающему топливу. Но таково действительное положение вещей в топливоснабжении отдельных районов, где объем использования газа по вариантам еще значительно уступает углю и другим видам топлива. Но как бы не варьировались эти соотношения, в конечном счете они отражают реальную картину топливоснабжения: в 1990 г. удельный вес использования газа в целом по стране достиг 41%, а в 1992 г. - 53%.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.