Многие положения "советского" топливно-энергетического комплекса, заложенные в энергетическую программу, подлежат пересмотру с позиций долгосрочных экономических интересов независимых государств бывшего СССР. Каким бы хрупким ни представлялась договоренность о содружестве, особенно с позиций критиков и сторонников централизованного управления из единого "заводоуправления", возврата к прошлому не будет. А будущее уже началось в самом главном: договоренности о признании существующих границ и о мирном сосуществовании новых государств, о начале экономических реформ.
В соответствии с Основными положениями программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Рос-
225
сийской Федерации на 1992 год, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 г., к объектам и предприятиям, приватизация которых осуществляется только по решению правительства, отнесены нефте- и газодобыча, предприятия и отрасли газоснабжения, газификации и газового хозяйства, составляющие единую систему газоснабжения Российской Федерации.
Даже новое руководство самостоятельных стран, к сожалению, еще слишком верит в силу государственных формирований и недооценивает акционеров, предпринимателей, арендных структур и частников, а также необходимость разукрупнения больших монопольных образований.
Между тем, именно негосударственные системы проявляют восприимчивость к НТР и прорывным технологиям, в то время как в госсекторе сидит неисцелимый чиновничий порок: безынициативность, низкая эффективность и громоздкость управления, слабая связь с конечными результатами производства, стремление к гигантомании и монополизации потребительского рынка. Все это слишком дорого обходится налогоплательщикам и является наименее выгодным вариантом выхода из экономического кризиса.
В одной из работ, посвященной будущему советской энергетики, А.А. Макаров и Д.Б. Вольфберг рассматривают три возможных варианта добычи газа: высокий, средний и низкий (табл. 32) [24].
Прежде, чем оценить их с позиций реализма в целом по бывшему СССР, следует отметить, что они были предложены до создания СНГ и не учитывают новые тенденции.
Анализ добычи и потребления газа по странам СНГ свидетельствует-о том, что в 1990 г. на долю РСФСР приходилось 79,7% от общей добычи в целом по концерну "Газпром".
Украина в 1990 г. добыла 24,4 млрд. м* газа, а потребила - 112,8, Казахстан соответственно 4,1 и 13,7 млрд. м3. В 1990 г. впервые за многие годы отрасль не выполнила план по добыче газа (99,97%), уменьшились приросты объема производства. Главные причины такого положения кроются в неэквивалентном товарообмене между отраслями, резком сокращении финансовых и материально-технических ресурсов, что обусловило спад ввода в эксплуатацию новых скважин, в целом по
Варианты |
добычи природного |
газа, млрд. |
ч*/тоя |
Т |
а ( |
i л и ц а 32 |
|||
Вариант |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
||||
Высокий Средний Низкий |
840 835 830 |
980 950 930 |
1100 1050 1000 |
1170 1080 1000 |
1230 1110 1000 |
226
концерну на 59,2%, а также в связи с сокращением производства, особенно в военно-промышленном комплексе (ВПК).
Новые тенденции в отношениях между самостоятельными государствами бывшего СССР заключаются в том, что, во-первых, каждая страна будет стремиться прежде всего обеспечить свои потребности из собственных источников, удлинив период стабильной добычи газа на крупнейших месторождениях. Во-вторых, учитывая высокую стоимость газа, будут стремиться реализовать его за пределами своей метрополии по внешним ценам и конвертируюмую валюту, за которую можно приобрести производственное оборудование, продукты и товары народного потребления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.