Реализацию огромных запасов нефти и газа в увязке с конъюнктурой рынка возможно осуществить у нас лишь при выполнении минимум двух важнейших условий. Во-первых, необходим переход отраслей на использование интегралього критерия, обеспечивающего при соизмерении вариантов, обоснование подлинной оптимизации темпов разработки в первую очередь крупнейших нефтяных и газовых месторождений с учетом ресурсосбережения. Во-вторых, требуется ускоренная приватизация собственности в нефтяной и газовой промышленности и разработка государством пакета законов, защищающих курс национальной валюты и интересы отечественных нефтяных и газовых компаний.
Как справедливо отмечалось И. Ивановым, американский
81
доллар не стоит 450 руб. (Известия № 255, 1992). Самое трагичное, что курс валютной биржи используется государством при приравнивании внутренних цен к мировым. За счет этого многократно и искусственно завышается рублевый номинал внутренних цен, особенно на энергоносители, которые предлагают поднять еще в 6-8 раз. Такая "конвертируемость" действительно работает против реформы. Но она удовлетворяет требованиям Международного валютного фонда (МВФ) о быстром интегрировании внутреннего рынка энергоносителей России в мировой рынок, что не соответствует державным интересам. Нам представляется, что это требование МВФ продиктовано
не столько заботой о нашем равном партнерстве в международном разделении труда и ужесточением взыскательности к ресурсосбережению, сколько заботой о предпринимателях ведущих капиталистических стран, покупающих для своих производств энергоносители по ценам мирового рынка.
До сих пор низкие внутренние цены на энергоносители давали существенную фору предприятиям России в конкурентной борьбе с капстранами, покупающим энергоресурсы по более высоким мировым ценам. Удельные нормы расхода ТЭР на выпуск единицы продукции у нас отражают определенный уровень развития производительных сил (технологию производства) и производственных отношений и в 2-4 раза выше, чем в развитых странах. Дела, несомненно, надо поправлять как внедрением специальных государственных и региональных программ по ресурсосбережению, так и стимулированием за экономию и санкциями за перерасход энергоносителей (относительно мировых удельных норм на выпуск единицы продукции). Но осуществлять все это нельзя односторонне, а необходимо в комплексе с другими мероприятиями, например, связанными с повышением до уровня среднемировой заработной платы. Ввести капиталистические цены на энергоносители, оставив без изменения "социалистическую" зарплату, значит привести дело к тому, что население не сумеет оплатить повышенную стоимость энергоресурсов. Предприятиям же должны быть установлены умеренные ставки налогов, стимулирующие рост и обновление производства.
Причем успешность реализации программ по ресурсосбережению очень сильно зависит от темпов приватизации на средства производства, землю и повышения уровня управления экономикой.
Например, в результате реализации энергосберегающих программ в период 1970-1985 гг. энергоемкость национального дохода снизилась в США в 3 раза, в Англии и ФРГ - в 5,6 раза. В бывшем СССР за тот же период ежегодные темпы снижения энергоемкости составили лишь 0,31% [7].
Оптовая промысловая цена газа с 1 января 1992 г. составила в РФ 75 руб/1000 м3, а прейскурантом № 04-03-28 от 18 мая 1992 г. она возросла до 200 руо/1000 м3, в то время как в
82
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1992 г. № 318 "О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги" была установлена оптовая цена на газ на условиях франко-назначения (без налогов на добавленную стоимость) в 1100-1600 руб/1000 м3.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.