Оптимизация темпов разработки газовых месторождений с учетом ресурсосбережения: Производственно-практическое издание, страница 150

Нам представляется, что давно пора. Но не все положения новосибирских ученых нами разделяются. И это не удивительно. Ведь речь идет о формировании принципиально новых структур для нашей экономики, которые должны вписаться в цивилизо­ванный рынок, затрагивающий интересы не только Тюменской об­ласти, но и всей России. Поэтому в подобных случаях следо­вало бы прибегнуть к коллективному разуму, а не только но­восибирских ученых и стимулировать специалистов высказать

свои конструктивные предложения. Поэтому, высоко оценивая инициативу И. Огнева, следует отметить, что создание супер­монопольного концерна допустить нельзя. Гигантские концерны должны быть разукрупнены и созданы условия для конкуренции между ними.

Впервые И. Огнев столь объективно и профессионально ос­ветил деятельность лобби-временщиков, паразитирующих на национальных богатствах России. Чтобы это предотвратить, нефте- и газодобывающие предприятия должны обрести свободу действия, иметь свой Резервный фонд, а политика вместо вме­шательства в экономику производственных объединений должна принять не только закон о недрах, но и сопутствующие инст­рукции и положения, способствующие стабильному и комплекс­ному использованию потенциала ресурсов.

Затянувшийся переходный период ничего путного нефтегазо­вому комплексу не сулит. Больше того, пока' цены на энерго­ресурсы будет регулировать государство неэкономическими методами, об эквивалентном товарообмене и свободе предпри­нимательства говорить не приходится. Выход из положения предлагал (в то-время глава администрации Тюменской области Ю.К. Шафраник).

Холдинг (владеющий акциями); холдинговая иди держательная компания владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и упраа,   ия их деятельностью.

233


Чтобы закон о недрах и механизм пользования недрами, на­конец, заработал с пользой и для России, и для территории, необходима еще разработка более чем 15 различных норматив­ных документов, правил, инструкций, положений, на что уйдет много времени. Поэтому чтобы его выиграть в порядке экспе­римента следует делегировать право региону начать отра­батывать механизм природопользования, не дожидаясь принятия на федеральном уровне всего пакета нормативных документов.

Выделение экономически сильных регионов, безусловно, при­ведет к развитию широкой интеграции внутри России и СНГ, в мировую экономику. Для своего укрепления экономически возрожденные регионы будут вкладывать средства в развитие смежных, покупать собственность в других областях и странах. Иными словами поддерживается кувейтский способ разработки нефтяных и газовых месторождений. Но для этого требуется быстрое создание юридически самостоятельных и пользующихся государственной поддержкой транснациональных компаний. При этом недропользователи должны получить лицензии на право разработки месторождений по определенным годовым квотам, регламентированным оптимальными проектами, утвержденными специальной комиссией региона. Представится возможность на партнерских условиях подключения и иностранных инвесторов.

Следовательно, подлинным хозяевам недр не понимать закона стоимости и коммерциализации производства непозволительно. Современный цикл спирали развития отечественной энергетики свидетельствует о том, что достигнут определенный предел экстенсивного наращивания добычи, и, как не старайся, фор­сировать ее из лучших месторождений при расточительном ис­пользовании в конечной цепи продвижение вперед без обнов­ления стратегии и управления невозможно. По мере приближе­ния к пределу издержки возрастают.

Подтверждение рассмотренных конструктивных рекомендаций о выгодности стабилизации добычи газа за счет внедрения ре­сурсосберегающей стратегии и перехода к прогрессивной тех­нологии использования газа можно найти в обобщенных иссле­дованиях Р. Фостера по анализу 5-образных кривых и техно­логических разрывов [51].