Нам представляется, что давно пора. Но не все положения новосибирских ученых нами разделяются. И это не удивительно. Ведь речь идет о формировании принципиально новых структур для нашей экономики, которые должны вписаться в цивилизованный рынок, затрагивающий интересы не только Тюменской области, но и всей России. Поэтому в подобных случаях следовало бы прибегнуть к коллективному разуму, а не только новосибирских ученых и стимулировать специалистов высказать
свои конструктивные предложения. Поэтому, высоко оценивая инициативу И. Огнева, следует отметить, что создание супермонопольного концерна допустить нельзя. Гигантские концерны должны быть разукрупнены и созданы условия для конкуренции между ними.
Впервые И. Огнев столь объективно и профессионально осветил деятельность лобби-временщиков, паразитирующих на национальных богатствах России. Чтобы это предотвратить, нефте- и газодобывающие предприятия должны обрести свободу действия, иметь свой Резервный фонд, а политика вместо вмешательства в экономику производственных объединений должна принять не только закон о недрах, но и сопутствующие инструкции и положения, способствующие стабильному и комплексному использованию потенциала ресурсов.
Затянувшийся переходный период ничего путного нефтегазовому комплексу не сулит. Больше того, пока' цены на энергоресурсы будет регулировать государство неэкономическими методами, об эквивалентном товарообмене и свободе предпринимательства говорить не приходится. Выход из положения предлагал (в то-время глава администрации Тюменской области Ю.К. Шафраник).
Холдинг (владеющий акциями); холдинговая иди держательная компания владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и упраа, ия их деятельностью.
233
Чтобы закон о недрах и механизм пользования недрами, наконец, заработал с пользой и для России, и для территории, необходима еще разработка более чем 15 различных нормативных документов, правил, инструкций, положений, на что уйдет много времени. Поэтому чтобы его выиграть в порядке эксперимента следует делегировать право региону начать отрабатывать механизм природопользования, не дожидаясь принятия на федеральном уровне всего пакета нормативных документов.
Выделение экономически сильных регионов, безусловно, приведет к развитию широкой интеграции внутри России и СНГ, в мировую экономику. Для своего укрепления экономически возрожденные регионы будут вкладывать средства в развитие смежных, покупать собственность в других областях и странах. Иными словами поддерживается кувейтский способ разработки нефтяных и газовых месторождений. Но для этого требуется быстрое создание юридически самостоятельных и пользующихся государственной поддержкой транснациональных компаний. При этом недропользователи должны получить лицензии на право разработки месторождений по определенным годовым квотам, регламентированным оптимальными проектами, утвержденными специальной комиссией региона. Представится возможность на партнерских условиях подключения и иностранных инвесторов.
Следовательно, подлинным хозяевам недр не понимать закона стоимости и коммерциализации производства непозволительно. Современный цикл спирали развития отечественной энергетики свидетельствует о том, что достигнут определенный предел экстенсивного наращивания добычи, и, как не старайся, форсировать ее из лучших месторождений при расточительном использовании в конечной цепи продвижение вперед без обновления стратегии и управления невозможно. По мере приближения к пределу издержки возрастают.
Подтверждение рассмотренных конструктивных рекомендаций о выгодности стабилизации добычи газа за счет внедрения ресурсосберегающей стратегии и перехода к прогрессивной технологии использования газа можно найти в обобщенных исследованиях Р. Фостера по анализу 5-образных кривых и технологических разрывов [51].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.