Отсутствие конкуренции среди товаропроизводителей в условиях рыночных отношений не может продолжаться беспредельно. Решение прорабатываемого сейчас вопроса о страховом фонде, гарантирующем сохранность иностранных инвестиций, несомненно повлечет за собой привлечение новых миллиардов долларов и усиление конкуренции среди товаропроизводителей. В новых условиях, в отличие от затратной экономики, порожденной и процветавшей в недалеком прошлом, в выигрыше окажутся те
252
предприятия, которые достигнут минимальных издержек на выпуск единицы продукции (как в части ТЭР, так и других статей расходов).
Сегодня природный газ доминирует при производстве таких видов промышленного производства как чугун, мартеновская сталь, прокат, трубы, аммиак, огнеупоры, цемент, термообрат-ка металла, поковки и штамповки. Однако удельный расход газа на выпуск единицы продукции за последние 10 лет снизился всего на 2-3%, в то время как в странах с развитой технологией и высокими ценами - на 30-40%.
Анализ низкой эффективности использования газа в странах СНГ свидетельствует о том, что в них до сих пор (пока цены на энергоресурсы не были в определенной мере освобождены) не уделялось должного внимания необходимости решения назревших проблем ни на уровне предприятий и областей, ни государственном. Между тем, с начала энергетического кризиса 80-х годов промышленно развитые страны энергично взялись за энергосбережение, которое нашло отражение в специальных государственных программах, принесших им значительный положительный эффект.
В результате реализации энергетических программ за 1973-1985 гг. энергоемкость национального дохода в США снизилась
в 3 раза, в Великобритании и ФРГ - более чем в 5 раз.
Мы же продолжали форсировать добычу газа из лучших месторождений, опустошая их в рекордно короткие сроки. Однако при вдумчивом анализе оказывается, что такая стратегия порочна и не имеет будущего. Это уже подтвердилось на примере Украины, которая, ускоренно выработав собственные ресурсы природного газа, теперь вынуждена покупать их по высоким ценам.
В условиях СНГ и повышения уровня самостоятельности республик и областей должна измениться и стратегия управления использованием всего потенциала ТЭР. Неизмеримо по сравнению с недавним прошлым возрастает организационная роль и ответственность регионального управления экономикой, которой для гормоничного развития необходима разработка соответствующих технико-экономических докладов (ТЭД). В этих ТЭД необходимо решить методические и правовые вопросы планирования и стимулирования предприятий за повышение эффективности и санкций за расточительность использования газа и других ТЭР, развитие ресурсосбережения, привлечения средств предприятий и решения общерегиональных проблем надежного покрытия сезонной неравномерности топливоснабжения потребителей.
При переходе СНГ к рыночным отношениям не следует ожидать, что вопросы финансирования строительства и реконструкции региональных систем топливоснабжения, включая подземные хранилища газа, будут осуществляться по старой схеме за счет централизованных средств. Эти средства необходимо будет
253
изыскать. При этом совершенствование планирования топливоснабжения необходимо осуществлять совместно с ресурсосбережением, полагая, что в этом случае шанс на успех возрастает минимум на порядок. Появится и реальная возможность за счет экономии газа перераспределить высвобождающиеся средства, чтобы развить производственную инфраструктуру энергосбережения области (края).
Из рис. 19 [6] видны предложения по распределению средств, которые могут быть утверждены региональными властями по согласованию с предприятиями. Но предшествовать этому должен ТЭД, разработанный наукой для каждой области (края), отличающегося индивидуальной особенностью, структурой и возможностями топливоснабжения, деконсервации ряда даже мелких газовых месторождений, ранее считавшихся нерентабельными, строительства и реконструкции ПХГ и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.