Понимая, что концерн "Газпром" унаследовал многие положения Мингазпрома, ряд которых непопулярны среди предприятий, было предложено усовершенствовать систему управления путем создания РАО "Газпром", структура которого, хотя и утверждена, но еще далека от требований рынка. Для этого "... на стоимость имущества ЕГС выпускаются акции, которые распределяются только между учредителями общества. Часть этих акций (не менее 20%) должны получить сами предприятия. Они становятся собственностью коллектива и поэтому не могут быть проданы или переданы кому-то без согласия АО. Оставшиеся учредительские акции распределяются между СНГ и республиками (так как они все участвовали в формировании ЕГС) по соглашению между ними. При этом учитывается, что земля и природные ресурсы являются собственностью республик.
Чтобы привлечь средства для развития ЕСГ, предусматривается дополнительно к учредительским акциям выпустить обычные, которые поступят в свободную продажу.
Конечно, важнейшая задача - создать стимулы самим работникам газовой промышленности для эффективной работы РАО. Поэтому они будут иметь некоторые льготы в приобретении акций: например, смогут получить их за счет остатков фондов экономического стимулирования предприятий, а также купить на личные сбережения со скидкой в 25% [36]. Средства для выплаты дивидендов предполагается получить за счет отчислений от прибыли предприятий.
"С образованием общества уже не нужно разграничивать имущество на общесоюзное и республиканское, поскольку делится не оно, а акции. Это очень важно для таких систем, как ЕГС, которые разделить в принципе невозможно" [36].
Нам представляется, что в изложенной концепции 'представителя аппарата концерна "Газпром" еще далеко не все четко проработано и может быть принято республиками. Как справедливо отметил В. Волконский [12], существует большая опасность - проведения "аппаратной" приватизации, когда разными способами огромные куски административно-хозяйственной системы вместе с подведомственными предприятиями превращаются в коммерческие объединения, ассоциации, союзы, АО. Если не изменить течение этих процессов, еще очень долгое время к руководству нашей хозяйственной жизнью не смогут подключиться новые предпринимательские таланты. А такое обновление нашей хозяйственной элиты нам сейчас ох как бы не помешало!
Как видно из сопоставления различных точек зрения, вопрос о сохранении самостоятельности ЕГС и республиканской собственности на недра еще нуждается в дальнейшей проработке.
Определенным шагом в этом направлении являлось постанов-
50
ление Совета Министров РСФСР № 76 от 4 февраля 1991 г. "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера". В нем указывалось, что развитие экономического потенциала северных территорий Российской Федерации в условиях перехода к рыночным отношениям является важнейшей задачей, решение которой создает возможность преобразовать этот крупнейший регион, поднять его экономику, повысить уровень жизни граждан, проживающих в нем. Для этого предусматривается разработать Российскую программу развития районов Севера и представить ее в Совет Министров России во втором полугодии 1991 г.
Среди важных вопросов, подлежащих решению, в п. 16 указывается "Государственному комитету РСФСР по геологии и использованию топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, Государственному комитету РСФСР по экономике, Министерству финансов РСФСР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать механизм платежей за природные ресурсы и до 1 июля 1991 г. представить предложения по этому вопросу в Совет Министров РСФСР".
На наш взгляд, отмеченное поручение приближает решение вопроса о возмездной эксплуатации газовых месторождений и переводе газодобывающих предприятий на арендный подряд с более справедливым перераспределением прибыли между добычей, транспортом и использованием газа. Это должно повысить уровень экономического обоснования темпов разработки газовых месторождений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.