Среди сложных организационных вопросов усиления ресурсосбережения важное значение приобрело приближение внутренних цен на газ к общественно необходимым затратам труда* Низкие цены не стимулируют экономическую заинтересованность хозрасчетных предприятий в дополнительном извлечении конденсата, этана, пропана, бутана и т.д., что приводит к расточительству природно-ресурсного потенциала страны.
Суть ресурсосберегающего подхода на нынешнем этапе заключается в том, чтобы за счет сокращения всевозможных потерь и уменьшения удельных расходов ТЭР на единицу продукции добиться опережающих темпов роста конечных результатов развития экономики в условиях ограничения наращивания всех видов ресурсов, а по отдельным компонентам и сокращения путем кардинального улучшения их использования. Для этого необходимо повысить научный уровень разработки газовых мес-торождеий и использования газа, поставив во главу аттестации применяемых технологических решений критерий, который позволял бы отбраковывать неэффективные варианты с большими потерями газа и полезных компонентов. Такая задача актуальна
для всех звеньев газовой промышленности и газоиспользующих отраслей народного хозяйства.
Метод установления низких цен на газ внутри страны, в которых далеко не полностью отражены общественно необходимые затраты на геологоразведочные работы (ГРР), ПХГ, экологию, развитие производственной и социальной инфраструктуры, создал иллюзию дешевизны газа. На самом деле издержки в добыче и транспорте растут, а капитальные вложения из централизованных фондов только за два последние года сократились почти в 2 раза. В то же время усиливается диктат производителей оборудования и материалов, которые взвинчивают цены. Это приводит к подрыву будущих добывных возможностей, так как ввод в эксплуатацию новых мощностей отстает на полтора-два года. К 1991 г. задолженность отрасли по кредитам, выделенным при отсутствии реальных источников их погашения, превысила 5,3 млрд. руб., и это в ситуации, когда ей требуется срочное техническое перевооружение [36]. Поэтому без компенсации возрастающих затрат отрасль вряд ли сумеет устранить негативные моменты, накопившиеся в ТЭК страны. С либерализацией цен в 1992 г. это положение подтвердилось взлетом задолженности поставщикам газа.
Как известно, рыночная экономика начинается с гибкого изменения цен. Пересмотр цен на продукцию горнодобывающих отраслей промышленности неоднократно откладывался, что оказало плохую услугу ресурсосбережению. Энергетический кризис 70-х годов заставил развитые страны в государственном масштабе заняться экономией ТЭР. Были разработаны национальные энергетические программы, реализация которых в 1973 -19S5 гг. обеспечила снижение энергоемкости национального дохода в США в 3 раза, в Великобритании и ФРГ более чем в 5 раз. В этих странах удалось реализовать меры, повлиявшие на осуществление структурной перестройки экономики. В нашей же стране энергоемкость национального дохода за этот же период снизилась всего лишь на 8% [5].
Столь мизерное снижение энергоемкости национального дохода в бывшем СССР обусловлено живучестью экстенсивного развития энергетики и ошибочной стратегией планового управления экономикой, длительно и безнаказанно откладывавшей приближение внутренних цен на газ хотя бы к эквивалентному товарообмену с другими отраслями.
Чтобы преодолеть неэквивалентный товарообмен между газодобывающей и потребляющей промышленностью, необходимо повысить внутренние цены на газ. Но чтобы не было спекулятивного взвинчивания цен на промышленную продукцию, этому мероприятию должен предшествовать налаженный объективный учет расходуемого газа. Кроме того, необходимо разработать действенную систему стимулирования за экономию и санкций за его перерасход, по сравнению с мировыми достижениями в виде удельных норм расхода ТЭР на единицу продукции.
19
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.