237
Во всем мире удельная энергоемкость валового национального продукта непрерывно снижается, а у нас также непрерывно растет. В 1985 г. энергоемкость национального дохода в бывшем СССР составило 3,252 т у.т на 1000 руб, а в 1990 г. -3,259.
Высокая энергоемкость национального дохода у нас обусловлена не только "тяжелой" структурой промышленности, своевременное изменение которой на Западе обеспечило около половины экономии энергоресурсов, но и другими факторами. Среди них следует назвать нерациональную систему ценообразования, отсутствие действенного хозяйственного механизма законодательного регулирования и управления в области энергосбережения, крайне медленные темпы технического перевооружения основных производственных фондов народного хозяйства.
Серьезным сдерживающим фактором в повышении энергетической эффективности экономики является относительно низкая общая культура производства, отсутствие личной материальной и моральной заинтересованности, безответственность многих руководителей производства и связанное с ней разбазаривание энергетических ресурсов, практически полное игнорирование возможностей средств массовой информации в распространении передового отечественного и зарубежного опыта в области экономного расходования энергетических ресурсов* крайний недостаток технических средств учета, контроля и регулирования расхода топлива, электрической и тепловой энергии в промышленности, на транспорте, в жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве. Эти факторы продолжают оказывать негативное воздействие на динамику энергоемкости экономики и в настоящее время [24].
Несмотря на возросший до 53% удельный вес газа среди других первичных энергоресурсов, вопросы повышения эффективности его использования решаются крайне медленно. Почти нет публикаций, освещающих экономическую заинтересованность газодобывающих объединений в рачительном использовании результатов их труда. Однако такая хозяйская заинтересованность имеется и связана она не только с возможностью стабильной работы промыслов, с наиболее полной загрузкой созданных мощностей и извлечения большей прибыли по объективно растущим во времени ценам, но и профессиональным стремлением полнее использовать весь потенциал природных ресурсов, а заодно иметь гарантированное место приложения своего труда на долгие годы.
Хотя многие привыкли полагать, что добыча нефти и газа должна непременно оставаться государственной монополией, но зарубежный опыт это опровергает. Потому что неизбежно появляется промежуточное звено чиновников, паразитирующих на перераспределении прибыли, которые сами, будучи оторванными от основного производства, ничего путного ему не могут дать. Зато они лишают производителей чувства хозяина, ини-
238
циативы, оперативного реагирования на потребности производства и необходимости своевременного ремонта оборудования и мотивации труда. Об этом с большой озабоченностью не раз высказывались руководители газодобывающих объединений, например, Р. Сулейманов [47]. Подавляющее число промысловиков отлично понимают, что только удовлетворив общественные потребности, можно повысить собственное благополучие. Им чужда позиция временщиков, стремящихся любой ценой урвать лучшую часть общественного пирога на одном месторождении и затем перебазироваться с этой же идеологией на другое. Но пока при государственном управлении превалируют, к сожалению, не хозяйские принципы, а подходы временщиков. Таков, к глубокому прискорбию, печальный опыт нашей действительности, лишившей газодобытчиков самостоятельности. Поэтому назрела необходимость приватизации добывающих предприятий. Причем, как показывает зарубежный опыт* акционерные общества, взявшиеся за эксплуатацию месторождений, функционируют более успешно, чем госпредприятия, создают задел в виде Резервного фонда, сами себя финансируют и приносят значительную прибыль в казну государству, рачительно развивают социальную инфраструктуру осваиваемой территории, для которой недра являются основным градообразующим фактором.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.