где 3nt - промысловая стоимость газа в t-м году; Зп1 - то же,
в первом году (стартовом); t - продолжительность расчетного периода (t = 8 лет до 2000 г.).
Таким образом, сейчас, как никогда, страна с избыточными энергоресурсами нуждается в оптимистической энергоресурсосберегающей программе, четкой и понятной всем. Соотечественники должны поддержать эту программу и сделать для себя важные выводы о повышении и на работе, и дома энергоэкономической дисциплины и бережного отношения к национальному богатству. Но вместе с тем, они должны быть уверены и в том, что их экономические интересы будут защищены государством, которое непременно воспользуется преимуществом относительно низких внутренних цен на энергоносители. Действенный государственный контроль над внутренними ценами в соответствии с предложенными методами способен снизить цены на многие товары и авиабилеты. Неоправданно взвинченные цены на них работают не во благо России и становления цивилизованных рыночных отношений, а против отечественной экономики. Народ ждет от правительства и региональных администраций реальных шагов по стабилизации экономики и предотвращению очередного витка взвинчивания цен.
84
Глава 3. РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ МЕТОДОВ ОБОСНОВАНИЯ ТЕМПОВ РАЗРАБОТКИ ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
КЛАССИФИКАЦИЯ ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПО РОЛИ, ВЫПОЛНЯЕМОЙ В ТЭБ СТРАНЫ» И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ УРОВНЕЙ ГОДОВЫХ ОТБОРОВ
Первоочередное вовлечение в эксплуатацию лучших из имеющихся газовых месторождений и длительное игнорирование масштаба производства, а следовательно, и необходимости дифференциации нормативов замыкающих затрат, привлекаемых для решения обратных энергоэкономических задач по обоснованию рациональных уровней годовых отборов при разработке залежей, потребовали дополнительной классификации месторождений по роли, выполняемой ими в ТЭБ страны. Если годовые отборы из вовлекаемых в эксплуатацию месторождений с начальными запасами газа до 100 млрд. м3 оказывают исчеза-юще малое влияние на изменение нормативов замыкающих затрат, то этого нельзя сказать о более крупных из них.
Масштаб производства при разработке месторождений с различными запасами по-разному воздействует на изменение замыкающих затрат на газ. В принципе вовлечение в разработку каждого нового месторождения обусловливает то или иное изменение замыкающих затрат. Однако проследить за всей цепочкой таких изменений при оптимизации разработки отдельных месторождений в реальных условиях невозможно. Поэтому для практического решения децентрализованных энергоэкономических задач (к которым относится оптимизация разработки газовых месторождений) нужны четкие указания, какие нормативы замыкающих затрат должны применяться для той или иной группы объектов. Для реализации этого более гибкого подхода к оптимизации уровней годовых отборов газа и потребовалось выделить еще две группы месторождений: с начальными запасами газа от 100 до 500 млрд. м3 и уникальные или базовые с начальными запасами свыше 500 млрд. м3. Основной принцип, заложенный в предложенную классификацию месторождений, заключается в учете влияния масштабов производства по добыче газа на уровень замыкающих затрат.
Так, для обоснования уровней годовых отборов газа из группы месторождений с запасами до 100 млрд. м рекомендуется пользоваться однозначными усредненными показателями замыкающих затрат на топливо, выведенными при оптимизации ТЭБ на определенный промежуток времени. Для второй группы месторождений (с начальными запасами от 100 до 500 млрд. м3) предлагается пользоваться поинтервальными замыкающими затратами и для третьей группы месторождений (с начальными запасами, превышающими 500 млрд. м3) - удельными среднеотраслевыми показателями. Последние должны быть заимствованы из схемы или прогноза развития отрасли.
85
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.