Оптимизация темпов разработки газовых месторождений с учетом ресурсосбережения: Производственно-практическое издание, страница 6

Между тем, разработка газовых месторождений вплоть до завершения периода стабильной добычи сопровождается круп­ными дополнительными капвложениями. Они необходимы для бу­рения новых скважин, строительства и реконструкции промыс­ловых дожимных компрессорных станций (ДКС), воспринимающих на себя и компенсирующих неравномерное падение давления по кустам скважин, работающих на общий газовый коллектор. Кроме того, у крупных газодобывающих объединений должны накапли­ваться достаточные собственные средства для оперативного вовлечения в разработку месторождений-спутников и развития собственной социальной инфраструктуры.

Развитая система магистрального транспорта газа расходу­ет его на собственные нужды порядка 10% от валовой добычи. Экспертные расчеты показали, что рост объема добычи газа до 1,3 трлн. м3/год увеличит его расход на собственные нужды и потери до 15-20%. В этом случае прироста товарной продукции практически не произойдет, зато экономика газовой промыш­ленности в буквальном смысле слова превратится в самоедскую. Зачем же идти и в последующих периодах на поводу у неком­петентных энергетиков и экономистов, считающих, что прирост добычи и транспорта газа (на Г т у.т.) обходился вплоть до 90-х годов всего лишь в 30-40 руб., в то время как по дан­ным государственного газового концерна "Газпром" фактиче­ские удельные капвложения на 1000 м3 в десятой и одиннад­цатой пятилетках соответственно составили 148 и 175 руб., в двенадцатой - 255 руб., а в последующие годы они достигнут 350 руб/1000 м3* (или 233-306 руб/т у.т.). Выходит, что до­воды форсажников (как раньше, так и теперь) не только не­верные, но и опасные для недалекого будущего прежде всего России, обеспечивающей 4/5 общей добычи газа. Теперь мало кто верит в миф о дешевом газе и борьба за триллион годовой добычи расценивается как соблазн экстенсивного развития ТЭК.

*Для перевода прежних цен на уровень новых введен коэффициент к сметной стоимости строительства в размере 16,3, а в соответствии с последними данными 16,3x3 - 48,9. Но в условиях продолжающейся инфляции это еще не предел.

11


Й ради чего все это? Бели мы уже сегодня тратим две тонны топлива там, где в странах с высоким уровнем технологии тра­тят одну, разумно ли нам и дальше бросать в эту прорву луч­шие наши энергетические ресурсы? Если по компетентной оценке специалистов по использованию газа, например, Ф. Гайнулина, мы могли бы ежегодно сберегать до 100 млрд. м3 газа только благодаря освоению уже имеющихся энергосберегающих техно­логий и сокращению прямых потерь, так ли уж нам следует зариться на триллион? Тем более, что в условиях акциониро­вания производства становится особенно невыгодным безогляд­ное наращивание валовой добычи газа из месторождений.

Если хорошо приглядеться, то стереотип затратного мышле­ния лежит в основе высказываний Ю. Боксермана и его сторон­ников. Примечательно, что они избегают стоимостных величин. Насколько возрастет себестоимость газа и удельные капвложе­ния при освоении менее крупных месторождений, которыми при­дется компенсировать добычу газа из месторождений Медвежье, Уренгой и Ямбургское? Между тем энергоемкость нашего нацио­нального дохода стабильно вдвое выше, чем в развитых стра­нах. Кругом все только и толкуют об экономии и ресурсосбере­жении, но видят в этом только подспорье, а не главную цель энергетической стратегии.

Главная же цель стратегии должна быть заложена в новой Энергетической программе, которую необходимо формировать на принципиально новой методологической основе. За новую основу определения требуемой потребности первичных ТЭР сле­дует принять совокупность реальных конечных потребностей общества, исключив при этом производство не имеющей реаль­ного спроса продукции, объем которой, по оценкам ряда спе­циалистов, составляет сейчас не менее четверти общего производства.

Стержнем новой Энергопрограммы должно стать ресурсо­сбережение. В настоящее время остро возникла необходимость немедленно заняться на государственном уровне разработкой программы ресурсосбережения и законодательных актов о недрах.