Таким образом, во-первых для объективного анализа состояния дел в системе использованния ТЭР в каждой области необходимо пополнить форму статотчетности (11СН) пятым разделом "Энергоемкость прибыли", для чего должно быть соответствующее правительственное указание статуправлению Российской Федерации.
Во-вторых, учитывая высокую актуальность для жизнедеятельности всех регионов России бесперебойного обеспечения их энергоносителями следует поручить администрации этих регионов с привлечением науки разработать ТЭД по Оптимизации региональных схем повышения эффективности использования ТЭР, наряду с покрытием сезонной неравномерности газо- и топливоснабжения". Необходимо также регулярное сопоставление областной удельной энергоемкости прибыли с удельной энергоемкостью национального дохода страны.
Территориальное построение и управление топливно-энергетическими системами действительно является наиболее универсальным во всем мире.
Поэтому областные или краевые звенья общей сстемы должны иметь самостоятельное административно-хозяйственное и оперативно-коммерческое управление.
Без организационных усилий администрации региональной экономики каждой области и привлечения средств крупнейших предприятий (как правило буферных) повысить надежность и бесперебойность топливоснабжения предприятий и регионов не удастся. Между тем, шанс успешного решения этих взаимосвязанных проблем значительно возрастает при совмещении вопросов ценообразования с энергосбережением и действенным стимулированием рублем за экономию ресурсов и применением
259
санкций за их перерасход относительно удельных норм мирового уровня.
Региональные управленческие звенья топливно-энергетических систем могут развиваться в виде ассоциаций, создаваемых акционерных обществ. В ассоциацию, на наш взгляд, от газовой промышленности должны войти: региональные управления магистральных газопроводов, обл<край)газы, проектные и строительно-монтажные организации и др. За счет реализации энергосбережения они должны противодействовать безмерному взвинчиванию цен на промышленную продукцию, что ускорит стабилизацию экономики важнейших территориальных структур СНГ и конвертируемость отечественной валюты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дана оценка стратегии развития газовой промышленности в составе ТЭК бывшего СССР. Оспорены форсированные методы выработки крупнейших месторождений, обусловливающие дальнейшее экстенсивное развитие отрасли с последовательным распечатыванием все новых и новых природных кладовых и психологическим нигилизмом к проблеме бережного отношения к национальному богатству. Длительный монополизм в планировании и закрытость данных о прогнозном развитии ТЭК привели к сужению возможности привлечения свежих сил, свободных от консерватизма и ведомственной апологетики, а следовательно, и от повторения очень дорогостоящих просчетов, повлекших за собой снижение эффективности использования потенциала лучших ТЭР. Наша топливная политика и практика представляются чудовищно нерациональными и недальновидными. Мы беспощадно сжигаем на электростанциях невозобновляемое и исчезающее на планете ценнейшее химическое сырье - газ и нефть, а уголь, запасы которого пока неисчерпаемы, оставляем в недрах. Причем удельные нормы расхода газа на выпуск единицы продукции у нас в 1,5-4 раза выше, чем в промышленно развитых странах. Между тем, вложение средств в экономию газа в системе его использования примерно на порядок выгоднее наращивания валовой добычи. Как справедливо отметил И. Никулин, и старое союзное, и новое российское республиканское Министерство топлива и энергетики пресекали любые попытки проанализировать ошибки прошлого. Без честного анализа прошлого у нас нет шансов на достойное выживание.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.