Вследствие этого "сюрприза" дикого рынка в переходный период к цивилизованному жизненно необходимо жесткое государственное регулирование цен на энергоносители и промышленную продукцию, от которых в конечном счете зависит формирование внутренних цен на все остальные товары. Если этого не сделать сейчас и, ждать пока рыночные отношения приведут к саморегулированию стоимости товаров, то возрастут отрицательные социальные последствия: угроза прогрессирующего разорения природы и дальнейшее ограбление налогоплательщиков.
Поэтому должна быть научно разработана специальная программа путем введения в статотчетность предприятий и организаций специального раздела об удельном расходе всех ТЭР на единицу выпускаемой продукции. Для контроля и принятия административных мер, препятствующих неоправданному взвинчиванию цен на промышленную продукцию, информацией стат-отчетов должны свободно пользоваться работники Комитета по ценам и региональная налоговая инспекция.
Чтобы не добывать липьчие ресурсы даже при арендной эксплуатации, необходимо по интегральному критерию нового поколения найти экстремум оптимизируемой функции, т.е. по уточненным параметрам эксплуатации определить рациональный уровень годовой добычи, длительность периода стабильных отборов, величину извлекаемых запасов по каждому компоненту
45
(газу, конденсату и т.д.), согласовав с арендодателем базовый вариант.
Аренда при разработке газовых месторождений отличается одноразовостью использования основных фондов, которые при исчерпании запасов не могут быть использованы повторно, в то время как в перерабатывающей промышленности созданные мощности используются и модернизируются, пока работает предприятие. Поэтому выкуп основных фондов и превращение арендного предприятия в акционерное общество невыгодно для газодобытчиков.
"Почему в стране, богатой людскими, производственными и
природными ресурсами > слабо используется имеющийся потенциал? Потому, - отвечает П. Бунич,- что мертв интерес человека к труду, единственный нерв, который приводит экономический двигатель в движение. И в этом наш основной дефицит, предопределяющий остальные. Преодолеем его, заинтересуем людей работать - появится продовольствие, одежда, жилье, нефть, все - заживем не хуже других " [10].
Однако пока получается несусветный парадокс в управлении. Люди находят интерес в подвальной' экономике кооперативов, реставрируют, оживляют ржавые, устаревшие станки, ищут отходы, превращают их в доходы, в то время как мощный, технически оснащенный госсектор отличные материалы использует все хуже и хуже [10].
Не является исключением и эксплуатация газовых месторождений, где при госсобственности недооценивается овеществленный труд. Стремление как можно форсированней выработать ресурсы приводит к пиковой нагрузке, которая затем сменяется недоиспользованием созданных мощностей. Что делать? Способ реанимации материально-вещественных ресурсов госсектора найден. Это аренда, что подтверждается официальными данными.
За последние месяцы, отвечает П.Бунич, аренда переживает второе дыхание. Причина - требовалось какое-то время, чтобы люди разобрались, что хорошо, а что плохо. И вот пришло понимание, что для госсектора нет более эффективного пути, нежели аренда.
Аренда покоится на выхваченном из госсектора имуществе и поэтому пользуется его особым нерасположением. Аренда и госимущество - сообщающиеся сосуды: чем больше аренды, тем меньше госуправления. Единственно, что сковывает арендаторов, - договор с арендодателями. Однако перечень договорных условий ограничен. Их перебор может быть оспорен в Госарбитраже и суде [10]. Учитывая одноразовый характер использования основных фондов в добыче газа, их приватизация и передача арендным газодобывающим предприятиям должна быть безвозмездной. Но это не означает, что для успешной эксплуатации предприятие не будет вкладывать в него и свои средства. Как известно, разработка месторождений почти на всем протяжении их функционирования сопровождается не только
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.