Эволюция творческого метода Патрика Уайта (на материале романов 1948-1970 годов)

Страницы работы

Содержание работы

Забайкальский государственный педагогический

университет им. Н. Г. Чернышевского

                                  На правах рукописи

Эволюция творческого метода

Патрика Уайта

(на материале романов 1948 – 1970 годов)

Специальность 10. 01. 03 – литература

народов стран зарубежья

(литература Австралии)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата

филологических наук

                                                 Научный руководитель-                  

                                                     , доктор

                                             филологических наук,

                          профессор

Чита – 2004

 Содержание работы

1.   Введение ______________________________________________с. 3

2.   Глава 1.  Художественная система П.Уайта

1.1. Проблема метода в литературоведении. Синусоидная модель творческого метода П. Уайта__________________________________с. 18                                                                                                                            

1.2. Маргинальность – социальная доминанта формирования художественной манеры П. Уайта___________________________________с.29

1.3. Интертексты как элемент модернистской техники________с. 47

3.   Глава 2. Амбивалентный нарратив: столкновение   постреалистических и модернистских тенденций в прозе П.Уайта

1.1. Роман «Тетушкина история» (The Aunt’s Story, 1948): деструкция традиционного повествования ______________________________с.  74

2. 2.  Романы «Древо человеческое» (The Tree of Man, 1955) и «Всадники на колеснице» ( The Riders in the Chariot, 1963):  модифицированная интерпретация мира ___________________________________с. 92

2. 3. Роман «Око бури» (The Eye Of the Storm , 1973): архитектоника хаоса__________________________________________________с. 117

4.   Заключение__________________________________________с.136

5.   Библиография________________________________________с.141

Введение

Диссертационное исследование посвящено изучению эволюции творческого метода одного из самых противоречивых, технически виртуозных австралийских писателей современности – Патрика Уайта.

Уайт – смелый экспериментатор, оригинальный мастер слова, получивший признание в мировой литературе за серию грандиозных эпических полотен, таких как «Тетушкина история» (TheAuntsStory, 1948), «Древо человеческое» (TheTree OfMan 1955), «Восс» (Voss, 1957), «Всадники на колеснице» (RidersInThe Chariot, 1961), «Вивисектор» (TheVivisector, 1970), «Око бури» (TheEyeOf TheStorm, 1973), «Повязка из листьев» (AFringeOfLeaves, 1976). В 1973 году ему была присуждена Нобелевская премия за «эпичность и психологизм повествовательного искусства, открывшего новый континент в литературе».

В своих романах 50–70 годов он  синтезировал постреалистическую[1] и модернистскую концепции литературного процесса.

Творчество Уайта выступает в контексте универсального пространства нарратива, не отделенного национальной границей. Тексты австралийского автора органично вписываются в рамки «глобальной культурной парадигмы» (TheGlobalCultureParadigm), теоретическое осмысление которой предлагает исследователь – американист Т. В. , утверждая, что «процесс культурной глобализации определенным образом воздействует на восприятие автором окружающей действительности и форму творческого выражения».[2] Подобное происходит и с австралийцем Уайтом. Биографический и эстетический опыт писателя, в котором  когерируются артефакты австралийской, американской, английской, греческой и восточной культур, свидетельствует, что в авторском методе Уайта нашли отражение концепты каждой из них. Критики, по нашим наблюдениям, не всегда отмечают эклектизм мировосприятия автора, однако признают его оторванность от национальной культуры: «Подобно Ибсену, он отделяет себя от узких национальных традиций и стремится пересоздать себя через исследование мифических измерений пейзажа, как  географического, так и социального, главным образом потому, что они зеркально отражаются  во внутренних жизнях его одиноких отчужденных характеров».[3]   На наш взгляд, Уайту может быть присвоен статус авангардного автора, разрыв которого с традицией австралийской литературы очевиден. Он является своего рода экспериментатором, который, в отличие, например, от Уолтера Абиша,[4] не погрузился в формальный эксперимент, опускаясь до уровня алфавита, а сумел создать собственный канон, основанный на сложном эзотерическом и философско-религиозном дискурсе и интертекстах, а также на оригинальных приемах структурной техники. Сохраняя при этом верность эпичности и психологизму, Уайт модифицировал англоязычную прозу, за что, по всей видимости, и был отмечен шведскими академиками.     Основная часть его романов выходит за рамки социальной действительности «зеленого континента» и обретает масштабное философское звучание. При этом австралийский писатель, поставив черту под реалистическим искусством, приблизился в своих романах к пониманию «экспрессивного Художественного Апокалипсиса Культуры», для которого характерен «принципиальный отказ практически ото всех традиционных ценностей – гносеологических, этических, эстетических, религиозных»[5].  

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Научно-исследовательские работы (НИР)
Размер файла:
950 Kb
Скачали:
0