Образ романтического героя в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

всяческих метаний, бесцельных бросков в сторону, случайностей, вырастающих в событие. Ее нервное течение воплощает судьбу человека, который стремится и случай подчинить своей воле, превращая его в «приключение», но тем самым и ход своей жизни ставит в зависимость   от случая.

Наконец, в композиционном строении романа останавливает внимание и еще одна особенность: история героя развертывается здесь как бы с конца, от событий последующих к событиям предшествующим. Так, еще до «Тамани», «Княжны Мери», «Фаталиста» мы уже видим Печорина последних лет, побывавшего вновь в петербургской жизни, вновь нашедшего в ней все ту же скуку пустоту. Затем «журнал Печорина», который и составляет основное • русло романа, предваряется сообщение о смерти Печорина; все предшествующие события показаны уже после нее. Тем самым развертывание действия в романе сразу имеет заранее предначертанную границу и получает обратное течение от конца к началу. Течение сюжета еще до своего начала точно упирается в тупик и одновременно обрывается, не получая завершения. Безвыходность и безнадежность усилий героя как бы безмолвно подтверждаются подобным порядком развертывания событий.

Каждая из повестей служит ступенью в раскрытии образа Печорина. Но при этом, сталкивая его с новой, жизненной задачей, то с новой человеческой средой, противопоставляя ему разные - психологически или социально - типы, каждая из этих повестей является самостоятельным художественным произведением, которое несет в себе сою особенную мысль и имеет самостоятельные художественные задачи.

Картина            неповторимо   своеобразной   кавказкой природы постоянно возникают на страницах романа, Правдивые   и  живописные,   они  дают  читателю   яркое

38


представление о Кавказе, с его снеговыми горами и черными ущельями, красноватыми скалами и стремительными горными речками. На фоне этой природы, величественной и прекрасной, особенно бессмысленной и пустой кажется жизнь «водяного» пятигорского общества, понятнее делаются тоска и неудовлетворенность Печорина, яснее очеркиваются характеры вольнолюбивых горцев. Рисуя пейзаж, Лермонтов никогда не остается бесстрастным созерцанием природы. Он не скрывает своего отношения к создаваемой им картине, которая всегда вызывает у него те или иные чувства. Потому за каждым описанием виден автор, человек, глубоко любящий ее красоту и совершенство. Нередко Лермонтов сам как бы дает оценку тому или иному полюбившемуся пейзажу, начиная, например, описание Койшаурской долины восклицанием: «Славное место эта долина!» - или называя «чудесным» вид, раскрывающийся из окна пятигорской квартиры Печорина.

Природа в романе Лермонтова помогает понять человека, его характер и душевное состояние. Так, вид тусклого солнца, лучи которого не грели Печорина, рождает представление о душевном смятении героя после дуэли с Грушницким.

Картины природы в «Герое нашего времени» часто созвучны переживаниями героев, гармонируют с их настроением, Иногда же состояние героев оттеняется контрастным по настроению пейзажем. Например, нервная напряженность Печорина перед дуэлью подчеркивается писанием безмятежного и ясного голубого утра. Ликующая картина, говорящая о счастье, красоте и торжестве жизни особенно волнует Печорина, готового к трагическому исходу жизни. Он в эти минуты тянется к природе, рисует в своих записках величественный   горный   пейзаж:   «Кругом,   теряясь   в

3.9


золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо и Эльбрус, на юге вставая белою громадою, замыкая цепь льдистых вершин...»

И вслед за этими строками, мрачная картина, говорящая о смерти: «Я посмотрел вниз, голова чуть -чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».

Общение с природой заставляет Печорина задуматься над бесплодностью, никчемностью всех его поступков, всех его приключений.

Природу использует поэт и для отражения своих авторских мыслей, в особенности тогда, когда ему нужно высказать сое мнение о простом народе. Описывая путешествие Печорина с Максим Максимычем Лермонтов, рисует чудесный вид, открывающийся с Гуд - горы, и сейчас замечает: «...в сердцах простых чувство красоты и величие природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге».            Художественную     особенность     романа

Лермонтова «Герой нашего времени» мы видим и в создании образов.

В портретах героев романа сказался не только Лермонтов - писатель, но и Лермонтов - художник. Внешняя характеристика персонажей «Героя нашего времени» занимает большое место, причем поэт находит для каждого яркие, наиболее точно и художественно характеризующие его черты.

К портретам своих героев Лермонтов неоднократно возвращается, усиливая их образ все новыми и новыми чертами

М.Ю. Лермонтов» Герой нашего времени».М.,1972.стр.94 М. Ю. Лермонтов «Герой, нашего времени», М., 1972, стр.151, 46.


. Во внешней обрисовке своих персонажей Лермонтов особое внимание

Похожие материалы

Информация о работе