МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
(ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского)
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Образа ПетраI впроизведениях А.Н.Толстого
Студентки
IV курса
Руководитель:
к.филол.н., доцент
Работа защищена «__»__________2012 г. с оценкой «__________»
Председатель ГАК____________
Чита 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение......................................................................................................... 3
Глава 1. Образ Петра I в повести А.Н.Толстого «День Петра».. 9
§ 1. Петровская эпоха - ломка старой Руси.................................................... 9
§ 2. Мистические черты в образе Петра 1........................................... 14
§ 3. Жестокость царя........................................................................ 15
§ 4. Снижение автором образа Петра................................................. 16
Глава 2. Образ Петра I в пьесе А.Н.Толстого «На дыбе»........................ 18
§ 1. Реальные черты в образе Петра 1.................................................. 18
§ 2. Одиночество царя................................................................................... 18
§ 3. Бесплодность преобразований Петра.......................................... 20
Глава 3. Образ Петра I в романе А.Н.Толстого «Петр I»............. 22
§ 1. Иное отношение писателя к реформатору............................................ 22
§ 2. Причины реформ Петра 1............................................................. 23
§ 3. Характер Петра...................................................................................... 24
§ 4. Воля царя..................................................................................... 26
§ 5. Историческая необходимость реформ................................................... 28
§ 6. Сословия, для которых Петр осуществят преобразования... 30
§ 7. Жестокие меры осуществления реформ................................................. 31
Заключение....................................................................................... 34
Список литературы.......................................................................... 40
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы
«Великие произведения классиков русской литературы - «Медный всадник», «Полтава», «Борис Годунов» Пушкина, «Война и мир» Толстого - рождены национальной гордостью, стремлением найти ответ на важнейшие общественные вопросы современности». [8; 398]
Гениальный А.С. Пушкин считал долгом художников изучать и верно изображать историю Родины. Писатели обращались к истории, искали общественные идеалы своей страны в древних временах. Народ стремится знать прошлое своей страны, закономерности ее развития. Понимание прошлого дает возможность полнее осмыслить и понять современность.
Через все творчество А.Н.Толстого проходит тема родины, тема исторической судьбы России. Стремясь глубже и всесторонне познать прошлое и своеобразие развития русского народа, А.Н.Толстой обращается к событиям минувших лет: «чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер»[6; 88].
Наиболее отчетливо путь искания А.Н.Толстого в воплощении истории, его уверенное восхождение к вершинам большого искусства виден в многолетней работе над воссозданием характеров и событий эпохи конца XVII - начала XVIII веков, часто называемой эпохой Петра.
Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов много поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сводится со страниц художественной литературы.
История темы Петра в творчестве А.Н.Толстого в высшей степени интересна и поучительна, в отношении автора к этой теме в разное время видно его идейно-художественное развитие.
Новизна работы.Новизна работы заключается в том, что теоретически обоснована и практически доказана на основе текстов эволюция образа Петра I в творчестве А.Н.Толстого.
Цель работы. Показать эволюцию образа Петра I в творчестве А.Н.Толстого на основе его произведений, посвященных теме Петровской эпохи.
Гипотеза. В творчестве А.Н.Толстого раскрытие образа Петра I претерпело значительную эволюцию.
Задачи
Для достижения намеченной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить задачи:
- изучить монографии по творчеству А.Н.Толстого;
- изучить произведения А.Н.Толстого, касающиеся петровской эпохи: повесть «День Петра», пьеса роман «Петр I».
Практическое значение мыслится в использовании материалов работы в школьном преподавании литературы.
Свыше 20 лет волновала А.Н.Толстого тема Петра: рассказ «День Петра» был написан в 1917 году, последние главы романа «Петр Первый» - в 1945 году. Не сразу А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всестороннее нарисовал Петровскую эпоху, сумел показать прогрессивный характер петровских преобразований.
Изображение Толстым Петра I претерпело значительную эволюцию. Изображение Петра в русской литературе связано с тем, как писатель понимает петровскую эпоху.
Характерно, что к этой теме А.Толстой обратился в 1917 году. Петровская эпоха - время преобразовательских реформ, коренной ломки патриархальной Руси - воспринималась им как нечто напоминавшее 1917 год.
Толстой после Октября сопоставляет Петровскую эпоху со своим временем, но он находится под влиянием славянофилов, которые обвиняли Петра в том, что он уничтожил русскую культуру и обычаи, ориентируясь на Запад, нанес вред национальной самобытности России. Толстой видит в это время в лице Петра антихриста, который послан России за все ее прегрешения.
В это время писатель пишет рассказ «День Петра». В этом произведении царь изображен одиночкой, его дела обречены на провал самой историей, судьбой. Толстой утверждает всем ходом своего рассказа бесплодность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.