Образа Петра I в произведениях А.Н.Толстого (повесть «День Петра», пьеса роман «Петр I»)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

(ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Образа ПетраI впроизведениях А.Н.Толстого

                        Студентки

                                     IV курса 

                                                                               

                                                                                 Руководитель:

                                                       к.филол.н., доцент

                                             

Работа защищена «__»__________2012 г. с оценкой «__________»

Председатель ГАК____________ 

Чита 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение......................................................................................................... 3

Глава 1. Образ Петра I в повести А.Н.Толстого «День Петра»..               9

§ 1. Петровская эпоха - ломка старой Руси.................................................... 9

§ 2. Мистические черты в образе Петра 1...........................................            14

§ 3. Жестокость царя........................................................................             15

§ 4. Снижение автором образа Петра.................................................           16

Глава 2. Образ Петра I в пьесе А.Н.Толстого «На дыбе»........................ 18

§ 1. Реальные черты в образе Петра 1..................................................           18

§ 2. Одиночество царя................................................................................... 18

§ 3. Бесплодность преобразований Петра..........................................            20

Глава 3. Образ Петра I в романе А.Н.Толстого «Петр I».............            22

§ 1. Иное отношение писателя к реформатору............................................ 22

§ 2. Причины реформ Петра 1.............................................................           23

§ 3. Характер Петра...................................................................................... 24

§ 4. Воля царя.....................................................................................            26

§ 5. Историческая необходимость реформ................................................... 28

§ 6. Сословия, для которых Петр осуществят преобразования...                  30

§ 7. Жестокие меры осуществления реформ................................................. 31

Заключение.......................................................................................           34

Список литературы..........................................................................           40


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы

«Великие произведения классиков русской литературы - «Медный всадник», «Полтава», «Борис Годунов» Пушкина, «Война и мир» Толстого - рождены национальной гордостью, стремлением найти ответ на важнейшие общественные вопросы современности». [8; 398]

Гениальный А.С. Пушкин считал долгом художников изучать и верно изображать историю Родины. Писатели обращались к истории, искали общественные идеалы своей страны в древних временах. Народ стремится знать прошлое своей страны, закономерности ее развития. Понимание прошлого дает возможность полнее осмыслить и понять современность.

Через все творчество А.Н.Толстого проходит тема родины, тема исторической судьбы России. Стремясь глубже и всесторонне познать прошлое и своеобразие развития русского народа, А.Н.Толстой обращается к событиям минувших лет: «чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее,   трагические и   творческие эпохи, в которых   завязывался русский характер»[6; 88].

Наиболее отчетливо путь искания А.Н.Толстого в воплощении истории, его уверенное восхождение к вершинам большого искусства виден в многолетней работе над воссозданием характеров и событий эпохи конца XVII - начала XVIII веков, часто называемой эпохой Петра.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов много поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сводится со страниц художественной литературы.

История темы Петра в творчестве А.Н.Толстого в высшей степени интересна и поучительна, в отношении автора к этой теме в разное время видно его идейно-художественное развитие.

Новизна работы.Новизна работы заключается в том, что теоретически обоснована и практически доказана на основе текстов эволюция образа Петра I в творчестве А.Н.Толстого.

Цель работы. Показать эволюцию образа Петра I в творчестве А.Н.Толстого на основе его произведений, посвященных теме Петровской эпохи.

Гипотеза. В творчестве А.Н.Толстого раскрытие образа Петра I претерпело значительную эволюцию.

Задачи

Для достижения намеченной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить задачи:

-  изучить монографии по творчеству А.Н.Толстого;

-  изучить произведения А.Н.Толстого, касающиеся петровской     эпохи: повесть «День Петра», пьеса роман «Петр I».

Практическое значение мыслится в использовании материалов работы в школьном преподавании литературы.

Свыше 20 лет волновала А.Н.Толстого тема Петра: рассказ «День Петра» был написан в 1917 году, последние главы романа «Петр Первый» - в 1945 году. Не сразу А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всестороннее нарисовал Петровскую эпоху, сумел показать прогрессивный характер петровских преобразований.

Изображение Толстым Петра I претерпело значительную эволюцию. Изображение Петра в русской литературе связано с тем, как писатель понимает петровскую эпоху.

Характерно, что к этой теме А.Толстой обратился в 1917 году. Петровская эпоха - время преобразовательских реформ, коренной ломки патриархальной Руси - воспринималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

Толстой после Октября сопоставляет Петровскую эпоху со своим временем, но он находится под влиянием славянофилов, которые обвиняли Петра в том, что он уничтожил русскую культуру и обычаи, ориентируясь на Запад, нанес вред национальной самобытности России. Толстой видит в это время в лице Петра антихриста, который послан России за все ее прегрешения.

В это время писатель пишет рассказ «День Петра». В этом произведении царь изображен одиночкой, его дела обречены на провал самой историей, судьбой. Толстой утверждает всем ходом своего рассказа бесплодность

Похожие материалы

Информация о работе