МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
(ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского)
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА РКИ
ВЫПУСКАЯКВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Образ романтического героя в поэмах М. Ю. Лермонтова
Студентки
IV курса
Руководитель:
к.филол.н., доцент
Работа защищена «__»__________2012 г. с оценкой «__________»
Председатель ГАК____________
Чита 2012
План
Введение........................................................................................................ с. 3
Глава I. Своеобразие творческой биографии М.Ю. Лермонтова - «поэта иной эпохи»........................................................................................................... с.5
§ 1. Истоки творчества Лермонтова:............................................................. с. 5
а) фольклорные элементы;
б) русская и зарубежная литература;
в) философские опыты;
г) современная действительность.
§ 2. Особенности лермонтовской поэтики:.................................................. с. 9
а) своеобразие конфликта в развитии образа героя;
б) роль сюжета в создании характера;
в) особенности стиля: исповедальность, символичность:
г) жанровая природа в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Глава II. Эволюция образа романтического героя в произведениях Лермонтова: § 1. Ранние поэмы: «Боярин Орша», «Исповедь», «Мцыри», «Демон»;....... с. 15
§ 2. Герой поздних поэм: «Песня о купце Калашникове», «Демон» (поздняя редакция)................................................................................................... с.28
Глава III. Произведения Лермонтова в системе школьных программ........... с. 40
Заключение................................................................................................. с.53
Словарь литературоведческих терминов.................................................... с.55
Библиография............................................................................................. с.58
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема изучения творчества Лермонтова, его биографии, мировоззрения всегда волновали исследователей. Его поэтическое наследие на протяжении многих десятилетий оказывает влияние на отечественную литературу и русскую культуру. Известно, что его психологическому мастерству учились такие крупные писатели, как Л. Н. Толстой, И. Гончаров и др. Глубочайший патриотизм Лермонтова, его неустанная борьба против насилия над личностью в эпоху николаевской реакции, мастерское владение композицией, яркий поэтический язык, музыкальность, высокая образность и вместе с тем простота, заставляют нас очень внимательно подойти к осмыслению современного звучания Лермонтова. Проблема изучения образной системы в его поэмах становится важной темой современных работ в. области литературоведения. Вопросы, которые затрагивает Лермонтов в своих произведениях, и сегодня не утратили своего значения: быть достойным звания человека, дорожить свободой. Эти нравственные ценности неоспоримы и должны быть востребованными современным человеком.
Творческое наследие поэта изучалось в различных аспектах, многие из которых до сих пор остаются мало решенными - это проблемы метода, стиля, лирического героя, интерпретация поэмы «Демон» и некоторых известных стихотворений. Большинство исследований касалось вопросов становления романтической и реалистической поэм. Таковы монографии ученых-литературоведов: И. Андроникова, В.А. Мануйлова, СВ. Иванова и др. А изучение системы образов в поэмах Лермонтова, особенностей конфликта требуют дальнейшей разработки. Актуальным данное исследование становится благодаря анализу каждого периода в развитии поэмы как особого романтического жанра, в котором сливаются мотивы реального и ирреального. Поиск героем свободы (это наиболее характерное для него состояние)
утверждает в нем личность яркую и независимую, которая становится двигателем историко-общественного прогресса.
Цели и задачи исследования.
Целью моего исследования является литературоведческий анализ поэм Лермонтова: «Боярин Орша», «Исповедь», «Мцыри», «Демон», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», выявление в них особенностей в развитии и становлении раннего и позднего героя и в целом системы образов, а также особенностей конфликта.
В работе были поставлены следующие задачи:
- глубоко изучить лермонтовские тексты;
- изучить исследовательские труды современных лермонтоведов;
- рассмотреть своеобразие творческой биографии М.Ю. Лермонтова;
- выявить истоки творчества поэта;
- конретизировать особенности лермонтовской поэтики;
т
- выявить специфику жанровой природы лермонтовских поэм;
- отметить значимость отдельных высказываний критиков по творчеству Лермонтова.
Новизна работы. В последние годы в отечественном литературоведении продуктивным стал анализ художественного произведения с точки зрения его символического уровня. Отдельные работы исследователей, в том числе ученого-структуралиста Ю.М. Лотмана, культуролога М.П. Гребневой предлагают новую интересную интерпретацию лермонтовских произведений, где слово обретает глубоко обобщенный смысл. Например, в поэме «Мцыри» слово «мёд» имеет значение «счастье», а «огонь» становится синонимом «страсти». Мы попытались понять и резюмировать символику в J лермонтовском тексте.
Практическое применение результатов исследования изложено в III главе, где рассматривается изучение поэмы Лермонтова «Мцыри» в системе школьных программ.
4 ■
I
1 1
1 1
1
"j
J
ГЛАВА I. Своеобразие творческой биографии М.Ю. Лермонтова - «поэта иной эпохи».
§1. Истоки творчества Лермонтова:
а) фольклорные элементы;
б) русская и зарубежная литература;
в) философские опыты;
г) современная действительность.
Много времени отделяет нас от лермонтовской эпохи. В далекое прошлое отошла крепостническая Россия, неузнаваемо изменился облик нашей страны и жизнь ее народов. Однако наследие Лермонтова, как и все лучшее, что создано гениальными художниками и мыслителями, живет в нашем сознании, входит в нашу культуру. Обращение Лермонтова к общечеловеческим ценностям делает его современным. Мы ценим в творчестве поэта веру в его человеческое достоинство, в преображение несовершенной действительности, вечную любовь к своему народу и природе родной страны. Он убеждает читателя в том, что люди должны жить в мире и взаимном уважении друг к другу, и в том, что человек должен быть свободен и счастлив на земле. Всем этим он близок и дорог нам. Русская классика и сегодня не устарел&,она обращена к доброму
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.