Образ романтического героя в поэмах М.Ю.Лермонтова (на примере поэм Лермонтова «Боярин Орша», «Исповедь», «Мцыри», «Демон», «Песня про царя Ивана Васильевича»)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

(ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РКИ

ВЫПУСКАЯКВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Образ романтического героя в поэмах М. Ю. Лермонтова

                        Студентки

                                     IV курса  

                                                                               

                                                                                 Руководитель:

                                                       к.филол.н., доцент

Работа защищена «__»__________2012 г. с оценкой «__________»

Председатель ГАК____________ 

Чита 2012

План

Введение........................................................................................................ с. 3

Глава I. Своеобразие творческой биографии М.Ю. Лермонтова - «поэта иной эпохи»........................................................................................................... с.5

§ 1. Истоки творчества Лермонтова:............................................................. с. 5

а) фольклорные элементы;

б) русская и зарубежная литература;

в) философские опыты;

г) современная действительность.

§ 2. Особенности лермонтовской поэтики:.................................................. с. 9

а) своеобразие конфликта в развитии образа героя;

б) роль сюжета в создании характера;

в) особенности стиля: исповедальность, символичность:

г) жанровая природа в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Глава II. Эволюция образа романтического героя в произведениях Лермонтова: § 1. Ранние поэмы: «Боярин Орша», «Исповедь», «Мцыри», «Демон»;....... с. 15

§ 2. Герой поздних поэм: «Песня о купце Калашникове», «Демон» (поздняя редакция)................................................................................................... с.28

Глава III. Произведения Лермонтова в системе школьных программ........... с. 40

Заключение................................................................................................. с.53

Словарь литературоведческих терминов....................................................    с.55

Библиография............................................................................................. с.58


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема изучения творчества Лермонтова, его биографии, мировоззрения всегда волновали исследователей. Его поэтическое наследие на протяжении многих десятилетий оказывает влияние на отечественную литературу и русскую культуру. Известно, что его психологическому мастерству учились такие крупные писатели, как Л. Н. Толстой, И. Гончаров и др. Глубочайший патриотизм Лермонтова, его неустанная борьба против насилия над личностью в эпоху николаевской реакции, мастерское владение композицией, яркий поэтический язык, музыкальность, высокая образность и вместе с тем простота, заставляют нас очень внимательно подойти к осмыслению современного звучания Лермонтова. Проблема изучения образной системы в его поэмах становится важной темой современных работ в. области литературоведения. Вопросы, которые затрагивает Лермонтов в своих произведениях, и сегодня не утратили своего значения: быть достойным звания человека, дорожить свободой. Эти нравственные ценности неоспоримы и должны быть востребованными современным человеком.

Творческое наследие поэта изучалось в различных аспектах, многие из которых до сих пор остаются мало решенными - это проблемы метода, стиля, лирического героя, интерпретация поэмы «Демон» и некоторых известных стихотворений. Большинство исследований касалось вопросов становления романтической и реалистической поэм. Таковы монографии ученых-литературоведов: И. Андроникова, В.А. Мануйлова, СВ. Иванова и др. А изучение системы образов в поэмах Лермонтова, особенностей конфликта требуют дальнейшей разработки. Актуальным данное исследование становится благодаря анализу каждого периода в развитии поэмы как особого романтического жанра, в котором сливаются мотивы реального и ирреального. Поиск   героем   свободы   (это   наиболее   характерное   для   него   состояние)


утверждает в нем личность яркую и независимую, которая становится двигателем историко-общественного прогресса.

Цели и задачи исследования.

Целью моего исследования является литературоведческий анализ поэм Лермонтова: «Боярин Орша», «Исповедь», «Мцыри», «Демон», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», выявление в них особенностей в развитии и становлении раннего и позднего героя и в целом системы образов, а также особенностей конфликта.

В работе были поставлены следующие задачи:

-  глубоко изучить лермонтовские тексты;

-  изучить исследовательские труды современных лермонтоведов;

-  рассмотреть своеобразие творческой биографии М.Ю. Лермонтова;

-  выявить истоки творчества поэта;

-  конретизировать особенности лермонтовской поэтики;

т

- выявить специфику жанровой природы лермонтовских поэм;

-   отметить  значимость   отдельных  высказываний   критиков   по   творчеству Лермонтова.

Новизна работы. В последние годы в отечественном литературоведении продуктивным стал анализ художественного произведения с точки зрения его символического уровня. Отдельные работы исследователей, в том числе ученого-структуралиста Ю.М. Лотмана, культуролога М.П. Гребневой предлагают новую интересную интерпретацию лермонтовских произведений, где слово обретает глубоко обобщенный смысл. Например, в поэме «Мцыри» слово «мёд» имеет значение «счастье», а «огонь» становится синонимом «страсти». Мы попытались понять и резюмировать символику в J                лермонтовском тексте.

Практическое применение результатов исследования изложено в III главе, где рассматривается изучение поэмы Лермонтова «Мцыри» в системе школьных программ.

4


I


1 1

1 1

1

"j

J


ГЛАВА I. Своеобразие творческой биографии М.Ю. Лермонтова - «поэта иной эпохи».

§1. Истоки творчества Лермонтова:

а) фольклорные элементы;

б) русская и зарубежная литература;

в) философские опыты;

г) современная действительность.

Много времени отделяет нас от лермонтовской эпохи. В далекое прошлое отошла крепостническая Россия, неузнаваемо изменился облик нашей страны и жизнь ее народов. Однако наследие Лермонтова, как и все лучшее, что создано гениальными художниками и мыслителями, живет в нашем сознании, входит в нашу культуру. Обращение Лермонтова к общечеловеческим ценностям делает его современным. Мы ценим в творчестве поэта веру в его человеческое достоинство, в преображение несовершенной действительности, вечную любовь к своему народу и природе родной страны. Он убеждает читателя в том, что люди должны жить в мире и взаимном уважении друг к другу, и в том, что человек должен быть свободен и счастлив на земле. Всем этим он близок и дорог нам. Русская классика и сегодня не устарел&,она обращена к доброму

Похожие материалы

Информация о работе