Образ романтического героя в поэмах М.Ю.Лермонтова (на примере поэм Лермонтова «Боярин Орша», «Исповедь», «Мцыри», «Демон», «Песня про царя Ивана Васильевича»)

Страницы работы

48 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

(ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РКИ

ВЫПУСКАЯКВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Образ романтического героя в поэмах М. Ю. Лермонтова

                        Студентки

                                     IV курса  

                                                                               

                                                                                 Руководитель:

                                                       к.филол.н., доцент

Работа защищена «__»__________2012 г. с оценкой «__________»

Председатель ГАК____________ 

Чита 2012

План

Введение........................................................................................................ с. 3

Глава I. Своеобразие творческой биографии М.Ю. Лермонтова - «поэта иной эпохи»........................................................................................................... с.5

§ 1. Истоки творчества Лермонтова:............................................................. с. 5

а) фольклорные элементы;

б) русская и зарубежная литература;

в) философские опыты;

г) современная действительность.

§ 2. Особенности лермонтовской поэтики:.................................................. с. 9

а) своеобразие конфликта в развитии образа героя;

б) роль сюжета в создании характера;

в) особенности стиля: исповедальность, символичность:

г) жанровая природа в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Глава II. Эволюция образа романтического героя в произведениях Лермонтова: § 1. Ранние поэмы: «Боярин Орша», «Исповедь», «Мцыри», «Демон»;....... с. 15

§ 2. Герой поздних поэм: «Песня о купце Калашникове», «Демон» (поздняя редакция)................................................................................................... с.28

Глава III. Произведения Лермонтова в системе школьных программ........... с. 40

Заключение................................................................................................. с.53

Словарь литературоведческих терминов....................................................    с.55

Библиография............................................................................................. с.58


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема изучения творчества Лермонтова, его биографии, мировоззрения всегда волновали исследователей. Его поэтическое наследие на протяжении многих десятилетий оказывает влияние на отечественную литературу и русскую культуру. Известно, что его психологическому мастерству учились такие крупные писатели, как Л. Н. Толстой, И. Гончаров и др. Глубочайший патриотизм Лермонтова, его неустанная борьба против насилия над личностью в эпоху николаевской реакции, мастерское владение композицией, яркий поэтический язык, музыкальность, высокая образность и вместе с тем простота, заставляют нас очень внимательно подойти к осмыслению современного звучания Лермонтова. Проблема изучения образной системы в его поэмах становится важной темой современных работ в. области литературоведения. Вопросы, которые затрагивает Лермонтов в своих произведениях, и сегодня не утратили своего значения: быть достойным звания человека, дорожить свободой. Эти нравственные ценности неоспоримы и должны быть востребованными современным человеком.

Творческое наследие поэта изучалось в различных аспектах, многие из которых до сих пор остаются мало решенными - это проблемы метода, стиля, лирического героя, интерпретация поэмы «Демон» и некоторых известных стихотворений. Большинство исследований касалось вопросов становления романтической и реалистической поэм. Таковы монографии ученых-литературоведов: И. Андроникова, В.А. Мануйлова, СВ. Иванова и др. А изучение системы образов в поэмах Лермонтова, особенностей конфликта требуют дальнейшей разработки. Актуальным данное исследование становится благодаря анализу каждого периода в развитии поэмы как особого романтического жанра, в котором сливаются мотивы реального и ирреального. Поиск   героем   свободы   (это   наиболее   характерное   для   него   состояние)


утверждает в нем личность яркую и независимую, которая становится двигателем историко-общественного прогресса.

Цели и задачи исследования.

Целью моего исследования является литературоведческий анализ поэм Лермонтова: «Боярин Орша», «Исповедь», «Мцыри», «Демон», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», выявление в них особенностей в развитии и становлении раннего и позднего героя и в целом системы образов, а также особенностей конфликта.

В работе были поставлены следующие задачи:

-  глубоко изучить лермонтовские тексты;

-  изучить исследовательские труды современных лермонтоведов;

-  рассмотреть своеобразие творческой биографии М.Ю. Лермонтова;

-  выявить истоки творчества поэта;

-  конретизировать особенности лермонтовской поэтики;

т

- выявить специфику жанровой природы лермонтовских поэм;

-   отметить  значимость   отдельных  высказываний   критиков   по   творчеству Лермонтова.

Новизна работы. В последние годы в отечественном литературоведении продуктивным стал анализ художественного произведения с точки зрения его символического уровня. Отдельные работы исследователей, в том числе ученого-структуралиста Ю.М. Лотмана, культуролога М.П. Гребневой предлагают новую интересную интерпретацию лермонтовских произведений, где слово обретает глубоко обобщенный смысл. Например, в поэме «Мцыри» слово «мёд» имеет значение «счастье», а «огонь» становится синонимом «страсти». Мы попытались понять и резюмировать символику в J                лермонтовском тексте.

Практическое применение результатов исследования изложено в III главе, где рассматривается изучение поэмы Лермонтова «Мцыри» в системе школьных программ.

4


I


1 1

1 1

1

"j

J


ГЛАВА I. Своеобразие творческой биографии М.Ю. Лермонтова - «поэта иной эпохи».

§1. Истоки творчества Лермонтова:

а) фольклорные элементы;

б) русская и зарубежная литература;

в) философские опыты;

г) современная действительность.

Много времени отделяет нас от лермонтовской эпохи. В далекое прошлое отошла крепостническая Россия, неузнаваемо изменился облик нашей страны и жизнь ее народов. Однако наследие Лермонтова, как и все лучшее, что создано гениальными художниками и мыслителями, живет в нашем сознании, входит в нашу культуру. Обращение Лермонтова к общечеловеческим ценностям делает его современным. Мы ценим в творчестве поэта веру в его человеческое достоинство, в преображение несовершенной действительности, вечную любовь к своему народу и природе родной страны. Он убеждает читателя в том, что люди должны жить в мире и взаимном уважении друг к другу, и в том, что человек должен быть свободен и счастлив на земле. Всем этим он близок и дорог нам. Русская классика и сегодня не устарел&,она обращена к доброму

Похожие материалы

Информация о работе