Эволюция творческого метода Патрика Уайта (на материале романов 1948-1970 годов), страница 42

С одной стороны, Пустыня, согласно представлениям отцов церкви, является тем местом на земле, где человек способен очиститься от греха. В свете такого понимания город, цивилизация воспринимаются Уайтом как воплощение зла (особенно ярко эта идея прослеживается в романе Уайта «Повязка из листьев», хотя и «Око бури» затрагивает проблему развращения светских львиц городской жизнью). С другой стороны, Пустыня может опустошить душу человека, не окончившего в миру свой духовный поиск и постоянно сомневающегося в вере, что и происходит со Стэнли. Подобная трактовка требует разъяснения. Фактически герой начинает свою жизнь с пустого места – на территории безлюдного австралийского буша. Он строит дом, женится, у него появляются дети – по сути, как уже говорилось, герой превращает пустыню в сад. Лишь одного ему не хватает – Бога, хотя особо в нем он не нуждается, потому что у него, как и  у Уайта, свое представление о Боге и, в первую очередь, его Бог – вопреки христианской теологии - это противник, который ассоциируется  в сознании Стэнли с четырьмя стихиями. При помощи ветхозаветных образов, четырех природных стихий – земли, ветра, огня, воды  - показано серьезное противостояние Паркеров и пустыни.

Каждая из четырех стихий в романе несет символическое библейское значение, но в то же время, сопровождаемая ироничными замечаниями автора по отношению к персонажам, обретает дихотомичный смысловой оттенок. Так или иначе, Уайтом намеренно подчеркивается абсурдность существования на контрастном фоне управляющих человеком природных явлений. 

Образ земли. Основной вид  деятельности Паркеров – земледелие. Они возделывают землю подобно прародителям человечества в Эдемском саду, подобно Каину и Ною, на которых была возложена обязанность трудиться. Стэнли постепенно укрощает сопротивляющуюся ему землю, осознает свое право собственности на нее. Но в зрелом возрасте Паркер начинает осознавать бессмысленность своего многолетнего труда на земле, которая в конечном итоге была распродана и все, что у него осталось – «это три или четыре акра», а «кочаны, что в прошлом казались сияющими драгоценностями, сейчас стали дурацкими глыбами бесстыжей резины»[222]. Стенли и Эми теряют землю, отчаянно когда-то ими отвоеванную у Бога и, будучи стариками, они уже не могут объяснить, «почему продолжается их существование на этом участке, засаженном капустой, почему слетаются сюда сороки… и все они садятся на влажную землю и клюют ее, не обращая внимания на мужчину и женщину, будто их здесь и нет»[223].С потерей собственности на землю утрачивается и значение людей ею владевших и вера в того, кто, казалось бы, им эту землю дал.

Образ ветра. Ветер выступает одним из противников человека, несет с собой по Священному Писанию «яд смерти». Такой ветер имеет свойство способствовать быстрому увяданию растения. Хотя ветер может быть не только выражением Божьего гнева, но также и свидетелем Его творческого могущества. В романе Уайта ураган символизирует Божий гнев или гнев со стороны природы. Во время урагана семья Паркеров желает «увидеть сочувствие на лике неба», ибо ветер внушает им страх перед могуществом природы. Ничтожество человека открывается во время ветра, он смешон, жалок, и слаб: «И вдруг сам Стэн стал весь ничтожным. Словно бы мелким хрящиком. Из его горла вырвался жиденький смешок. Штанины, свисая с бедер, хлопали по спичечным ногам…»[224]

Образ огня. В ветхозаветной истории огонь исходил от Бога и пожирал приготовленную жертву. Огонь может приносить огромные пожары и опустошения. Часто огонь используется как метафора для обозначения тяжкого испытания или великой потери. По преданию, огонь уничтожит землю в конце мира. В романе «Древо человеческое» во время пожара люди «открывают для себя суровую красоту земли». В это мгновение они особенно ощущают гармонию с природой.  Огонь используется Уайтом и с пародийной целью – уничтожить одно из достоинств внешней красоты  - шикарные волосы духовно ущербной аристократки Мэдлин, которой завидовала Эми Паркер.