Эволюция творческого метода Патрика Уайта (на материале романов 1948-1970 годов), страница 10

Принципы

Терминологические составляющие принципа

РЕАЛЬНОСТЬ  И ЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

«КАНАЛ СВЯЗИ»

ХУДОЖЕСТВЕН- НЫЕ МИФОЛОГЕМЫ

1. принцип творческого претворения действительности в художественную реальность

Несемантизированная реальность.

Семантизируемый континуум культуры.

КЛАССИЦИЗМ

РОМАНТИЗМ

РЕАЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ

2. принцип эстетической оценки действительности в свете эстетического идеала

Мировоззрение автора.

Эстетический идеал.

3. принцип художественного обобщения — «перевода» общего в индивидуальное

Типизация.

Индивидуализация.

В каждой из выделяемых  Н. Л. Лейдерманом художественных систем превалируют те или иные принципы, выступающие своеобразными дистинкторами метода. Автор данной концепции связывает понятие метода с понятием художественной системы и выделяет два типа таких систем: классические (классицизм, романтизм, реализм) и неклассические (модернизм,  постмодернизм, постреализм). Первые, по мнению ученого, сориентированы на «эстетическое освоение мира как Космоса» и способствуют созданию «внутренне целостной действительности (управляемой то ли Божественным промыслом, то ли Мировым Разумом,  то ли законами природы), в которой человек может обрести счастье бытия, а все конфликты происходят от расхождения между деяниями людей и высшими законами бытия»[60]. Второй тип художественных систем «исходит из представления о мире не как о Космосе, а как о Хаосе, враждебном человеку, где личность не может обрести себя и найти гармонию с действительностью» (модернизм, обновивший художественное сознание ХХ века)[61] Н. Л. Лейдерман отмечает такую тенденцию в развитии литературного процесса ХХ века, как сближение и отталкивание, иными словами, «постоянное взаимодействие между модернистскими и классическими системами».  В результате этого происходит формирование новой художественной парадигмы, условно обозначенную Н. Л. Лейдерманом как постреализм, который предполагает «поиск законов саморегуляции Хаоса».

Своеобразие творческого метода, по словам ученого, раскрывается путем анализа эстетических отношений писателя с миром.

Проецируя теоретические положения Н. Л. Лейдермана на исследование своеобразия творческого метода Уайта в его эволюции, мы определили следующие этапы работы:

·  выявить систему отношений автора с «несемантизированной реальностью», где маргинальность выступает ключевой приметой социального поведения Уайта и определяет специфику его метода;

·   представить парадигму эстетических взглядов автора, характеризующихся эклектизмом;

·  показать на примере анализа четырех романов, как чувственно воспринимаемая реальность (общее) переходит в его романах в метафизическую плоскость с притчевой рельефностью  и превращает эпос национальной жизни в трагическую парадигму хаоса человеческого существования (сугубо индивидуальное).

Таким образом, специфика творческого метода определяется,  в первую очередь, особенностями мировоззрения писателя, в сознании которого вынашиваются идеи, основополагающие для его будущего сочинения. В соответствии со своими взглядами автор производит отбор материала из действительности, художественно обрабатывая который, создает собственную модель мира.

Итак, в первой половине ХХ века семантику категории метода отечественные литературоведы пытались определить, исходя из идеологических соображений, когда социалистическим реализмом определялось качественное содержание искусства.

Во второй половине прошлого столетия была осознана несостоятельность одностороннего представления о методе, который начинает обретать статус тотальной категории.