Эволюция творческого метода Патрика Уайта (на материале романов 1948-1970 годов), страница 40

Роман «Древо человеческое» открывает продолжительный австралийский период  в творческой биографии писателя, воспринимаемого критиками, по его собственному замечанию, как «некую угрозу традиции национальной литературы».[213]

Большинство исследователей относит это произведение исключительно к разновидности социально-реалистической прозы. В советской критике «Древо» воспринималось как реалистическое произведение с незначительными модернистскими вкраплениями на уровне техники, а его автор как продолжатель демократической традиции австралийской литературы, в которой торжествует труд, нацеленный на освоение пространства дикого континента.[214]Предпринятая нами интерпретация романа расходится с общепринятой и разрушает сложившийся в литературоведении связанный с этим романом миф о Патрике Уайте как «мягком», «эпичном» авторе.[215] 

Цель «Древа» - «доказать, что австралийский роман – это вовсе не унылое порождение журналистского реализма».[216]  Роман Уайта не подразумевает демократизм, социальный реализм, воспевание народной стихии. Для Уайта неприемлема рационализация и жесткая социальная детерминация поведения человека. 

Австралийский критик Брайн Кернан вслед за Стивеном Спендером, анализируя своеобразие стиля Уайта, разводит на семантическом уровне термины “contemporaries” и “moderns”.[217]  Первые, по мнению Спендера,  это социальные реалисты, выполняющие функцию общественного служения. Вторые – «иррациональные» реалисты, или, по сути, модернисты, которые сосредоточены на воспроизведении индивидуального опыта. Кернан, указывая на интерес Уайта к субъективному началу, относит его ко второму типу писателей. На наш взгляд, считать Уайта только модернистом – тоже не совсем верная позиция.

По формальным и содержательным показателям «Древо» подходит под категорию постреалистического романа. Это условное название для новой художественной парадигмы предлагает Н. Л. Лейдерман. Под постреализмом ученый понимает «такую систему эстетических отношений, в которой человек, осознавая свою обреченность жить в окружении Хаоса, вступает на равных в диалог с ним, противопоставляя бессмыслице свою, идущую из глубины личности волю к смыслу».[218] В постреализме человек вступает в спор с Хаосом (в романе это Стэнли Паркер), пытаясь отыскать смысл существования.

Мы сфокусировали внимание на  так называемой модифицированной трактовке мира, когда естественное человеческое существование облекается писателем в рамки архетипического контекста, прецедентного текста, который, будучи спроецированным на современность, трактуется в категориях постреалистической и даже модернистской эстетики. При анализе романа «Древо человеческое» акцентируется уровень мифотектоники, как один из этапов семиоэстетического анализа. Мифотектоника представляет собой соединение хронотопов («пространственно временных кругозоров мировидения») и архетипов (глубинных смыслов) произведения: «Художественная архитектоника «мирового» внешнего хронотопа (сверхличного миропорядка <…>) – мифогенна, восходящая к мировому <…>древу, мировой реке <…> и т.п.».[219]  

Важным структурным элементом романа является его хронотоп, на который не обращалось внимание исследователей. В данном случае он интересен своей универсальностью, поскольку соотносим с предтекстом (Библией).

В философском отношении      пространство и время романа выступают глобальными показателями земного бытия в целом на экзотическом фоне самобытного австралийского мира.

Национально ограниченное пространство нарратива позволяет писателю исследовать своеобразие социального и духовного опыта фермера и его семьи. Топос героя – австралийский буш(bush, австр.– сельская местность, глубинка)[220], который становится оригинальным концептом культуры «зеленого континента». Право собственности на земли буша принадлежит  всем, кто способен «поставить изгородь», «построить дом» и «глубоко врасти корнями в землю». Но это же утверждение Уайта подвергается дерзкой насмешке в конце романа, когда герой утрачивает землю (умирает).