Эволюция творческого метода Патрика Уайта (на материале романов 1948-1970 годов), страница 14

Ни в одном из своих воспоминаний он не скрывает подробности  личной жизни, которая, наряду с фактором культурной и религиозной самоизоляции писателя, станет веской составляющей его социальной маргинальности. Зигмунд Фрейд в «Трех очерках по теории сексуальности» определяет подобных Уайту людей как особый «абсолютно инвертированный» тип, сексуальный объект которых «может быть только одного с ними пола, между тем как противоположный пол никогда не может быть у них предметом полового желания, а оставляет их холодными или даже вызывает у них половое отвращение».[72] 

Тонкий психологический анализ формирования гибридных черт характера представлен Уайтом в автобиографии «Трещины на стекле» (The Flaws in the Glass). Свой гомосексуализм,   о котором автор заявляет открыто,  он не осознает как нечто порочное и противоестественное. Что бы это ни было:  признак наследственности – а среди предков Уайтов, кроме алкоголиков и самоубийц   были и гомосексуалисты – или личное предпочтение, – писатель не отрекается от своей нестандартной ориентации,  поэтому и не пытается умолчать о ней. Глубокий интроспективный подход к своему внутреннему миру позволяет Уайту установить  причину, повлиявшую на формирование его девиантной сексуальности. Причина эта слишком таинственна,  поэтому обозначить ее писатель может  только метафорически:  внешний мир для него – не что иное, как дихотомия света и тьмы,  которую он ощущает внутри себя. Темнота не дает ему покоя,  тревожит своей иррациональностью,  наконец,  противоречит принципам воспитания,  привитым Уайту с детства родителями. Писатель,  который не в силах сопротивляться своей внутренней сущности,  вынужден признать свою девиантную природу и принять факт своего гомосексуализма как нечто данное. В старости, иронизируя над своей «гибридностью», Уайт задается вопросом: «Что было бы, если бы я родился так называемым нормальным гетеросексуальным мужчиной?» – и предполагает, что он мог бы стать «напыщенным» писателем, ослепленным славой и «нетерпимым отцом по отношению к своим детям», которые бы презирали его. А если бы он родился женщиной, то мог бы быть матерью с большим количеством детей «от страстного, ревнивого мужа» или «шлюхой», умело играющей с мужчинами, или «монахиней» с лицом «молочного цвета».[73]

Биограф автора Дэвид Марр в книге «Жизнь Патрика Уайта» (PatrickWhite: ALife) затрагивает тему интимных отношений автора, однако оставляет без комментариев его нестандартный сексуальный опыт. По всей видимости, можно говорить о влиянии инвертированности австралийца на формирование его маргинального сознания, которое созревает еще в годы обучения Уайта в школе. Ощущая свое аутсайдерство в обществе,  Уайт,  в большинстве эстетических работ  дерзкий и непримиримый,  опускается даже до самоуничижения,  когда проводит компаративный анализ своей жизни и жизни других людей. Так,  повествуя о своей сестре,  Уайт называет себя позорным братом,  который в отличие от Сюзи – чемпионки школы по боулингу,  не отличался спортивными достижениями[74].   В детстве он был застенчивым и болезненным мальчиком,  который боялся сквозняков и гроз. Признавая себя абсолютно  ничтожным,  писатель испытывает жалость к своим родителям,  которым вместо крепкого наследника достался слабый ребенок,  страдающий приступами астмы,  а впоследствии обнаруживший в себе  сексуальную инаковость. Именно поэтому многие родственники с презрением стали относиться к Патрику. В частности,  кузен Уайта Алф, узнав про гомосексуализм брата,  отказался от него.[75] И почти безвыездно, в течение  восемнадцати лет, отверженный патриот будет жить изолированно, вдали от всех,  со своим другом Ласкарисом  на приобретенной совместно ферме  в Касл-Хилл, в пригороде Сиднея, выращивая и продавая цветы, овощи, молоко и сливки.