Один из исследователей творчества Уайта, прозаик и поэт Джефри Даттон возмущен тем положением, в котором оказывается будущий нобелевский лауреат: «<…>и этому писателю, чьи корни упираются в историю родной страны и чьей подлинной творческой целью было желание докопаться до причин того, почему жизнь этой страны пошла по неверному пути, - этому писателю правящие верхи решительно отказывали в даровании и патриотизме».[95] Под правящими верхами Даттон понимает, как нам кажется, представителей социально-критического направления в литературе, под знаком которого протекает культурная жизнь Австралии не только в двадцатые – тридцатые годы, но и в сороковые – шестидесятые. Анализируя литературную ситуацию того периода времени, А. С. Петриковская дает полную картину преобладающих в словесности «зеленого» континента тенденций: «В крупных городах образовывались «группы писателей-реалистов» - они организовывали литературные семинары и вечера, выступали на профсоюзных собраниях. Сиднейская группа в 60-е годы выпускала журнал «Риэлист». Было организовано кооперативное издательство «Австралаазиатское общество книги».[96] В таких условиях формируется экспериментальный творческий метод виртуоза австралийской прозы Патрика Уайта.
Своими эстетическими откровениями он пытается развенчать мнение многих австралийских критиков, приверженцев демократической литературы, о себе, как бесталанном писателе. Каждый новый роман Уайт расценивает как очередное доказательство своего мастерства, как определенную ступень в своем интеллектуальном развитии: «Всю жизнь мне пришлось доказывать моим хулителям свое превосходство». [97]
Творческий метод Уайта является попыткой преодолеть укоренившуюся в книгах его соотечественников реалистическую традицию. «Австралию можно писать иначе», - заявляет автор и ищет принципиально иные подходы к созданию художественного текста.[98] Ему удается сконструировать собственную художественную модель мира, базирующуюся на принципе субъективизма и ориентированную на упорядочивание хаоса человеческого сознания. Уайт идентифицирует себя со своими персонажами и не может отказаться от мысли, что каждый его герой – это он сам, но тщательно замаскированный. «Все художники – ужасные эгоисты», - пишет австралийский автор в эссе «В творческом процессе» (1969), поэтому в произведениях он в большей степени размышляет о себе, осуществляя тем самым подробную интроспекцию своего амбивалентного сознания.[99]
В насыщенных метафорами статьях, эссе и автобиографии «Трещины на стекле» П. Уайт предстает как аутсайдер в литературной элите ХХ века. В его эстетических сочинениях не упоминаются имена признанных австралийских реалистов, влияния которых как будто бы избегает Уайт. Этот факт свидетельствует о культурной самоизоляции писателя или его отказе от австралийской литературной традиции. Нам кажется, что эскапизм – бегство от людей и традиции – становится основным лейтмотивом поведения писателя. Кроме того, обвинения в экспатриантстве заставляют Уайта занять негативную позицию не только по отношению к современной реалистической литературе, но и к своей собственной стране, которую он очень любит, но господствующие потребительские принципы жизни в которой не принимает: «Во все стороны протянулась Великая Австралийская Пустыня, где разум – самый дешевый вид собственности, где богач – столп общества, а школьный учитель и журналист задают тон так называемой интеллектуальной жизни, где красивые юноши и девушки глядят на мир невинными голубыми глазами и ничего не видят<...>»[100]. Подобными высказываниями Уайт ставит себя вне догм австралийского социума, заявляя о своей исключительности и индивидуальности. В этих же словах писателя можно прочитать формулу австралийского китча, которую гротескно-иронически переосмысливает в своем творчестве, сближаясь с постмодернистской тенденцией пастиша. Высмеивая примитивные идеалы социальной мифологии своей страны, Уайт тем самым избегает превращения в «бесплоднейшее из всех существ, именуемого лондонским интеллектуалом»[101]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.