Таким образом, первая точка синусоиды в гипотетической модели - начало творческого эксперимента Уайта, заявившего в критических работах о своем разрыве с литературой Австралии и ее реалистическими традициями с целью показать изнанку человека в психоаналитическом аспекте.
Пятидесятые – начало шестидесятых – время возвращения Уайта в большую литературу. Оставшийся незамеченным роман «Тетушкина история» с его избыточной погруженностью во внутренний мир героя, заставляет писателя бросить авангардный вызов создателям конкретной жанровой разновидности реалистического текста – «пионерскому эпосу» (шире – тенденциозности австралийской литературы) и модифицировать его, с одной стороны, – в универсальную книгу бытия («Древо человеческое»), с другой, - в духовно-мистическое истолкование человеческой сущности («Всадники на колеснице»). При этом Уайт меняет привычные представления о реалистическом литературном дискурсе, и, обращаясь к прецедентным текстам, откровенно пародирует манеру авторов социальной прозы, смеется над героем, но все же оставляет ему последний шанс на обретение гармонии с демифологизированной реальностью. Противопоставляя Хаосу тружеников, страдальцев и мучеников, Уайт подчеркивает, и в этом нам видится постреалистический дискурс, потенциальную гармонизацию в их внутреннем опыте (дзеновское слияние с природой, характерное для Стэнли Паркера; религиозное откровение как реализация юнгианского архетипа «божественного», свойственное четырем избранным персонажам «Всадников»).
Итак, верхние точки синусоиды – попытка Уайта сказать новое слово в реалистической литературе Австралии, преодолеть ее застой при помощи развенчания мнения о современном человеке, который, согласно мыслям автора, вынужден пребывать в хаосе и искать возможные пути выхода из него. Постреалистический этап творчества основан на мифотектонике, при которой маркированный текст выступает основным источником переосмысления писателем мира. Интертекстуальные параллели позволяют говорить об усилении авторской мифопоэтики в романах Уайта.
На финальной стадии, в семидесятые годы, творческий метод австралийского писателя приобретает неоавангардистскую окраску. (на уровне формы прослеживаются явные параллели с французским «новым романом»). В первую очередь, это утверждение касается «Ока бури», которое как бы возвращает нас к фокализованному герою (прием, характерный для «Тетушкиной истории»), а точнее к его ретроспекции. Новаторский ход – соединение ретроспективных потоков в психологические этюды посредством основного лейтмотива – бури - при намеренной «нулевой степени» сюжетостроения, наряду с симультанностью и реккурентностью застывших фрагментов, а также динамизм внутреннего уровня текста, - работает на технологию создания архитектоники хаоса.
Последняя точка синусоидной модели – возвращение Уайта в Хаос, при котором формальный эксперимент когерируется с содержательным: оригинальное воспроизведение подсознательной сферы неподвижной героини, лишенной права на эволюцию, трагически обреченной.
Таким образом, в художественной эволюции австралийского лауреата Нобелевской премии находит отражение фундаментальная тенденция обращения к доминирующим эстетическим веяниям ХХ века, «причастным» как к постреализму, так и к модернизму. Нарушение Патриком Уайтом условных границ между неустойчивыми художественными системами приводит к формированию и постулированию симбиоза гетерогенных проявлений искусства в творческом методе писателя, эволюционирующего по синусоидной модели.
Список литературы
I. Источники
Художественные произведения
1. Абиш Уолтер. Сколь это по – немецки: Рассказы. Роман. – Спб.: Симпозиум, 2000.- 460 с.
2. Бютор М. Изменение. Роб-Грийе А. В лабиринте. Симон К.Дороги Фландрии. Саррот Н. Вы слышите их? – М.: Худож. Лит., 1983. – 671 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.