Эволюция творческого метода Патрика Уайта (на материале романов 1948-1970 годов), страница 29

Каббала – это оккультное учение с элементами магии и мистики, эзотерическое истолкование Библии, постижение Божественной сущности при помощи интуитивного мышления и особой системы символов, открывающих тайну Бога и его творения и декодирующих Священное Писание через гематрию или систему числовых эквивалентов (когда букве еврейского алфавита соответствует определенное число). Как утверждают адепты этого учения, оно «учит различным способам истолкования библейских аллегорий».[158]  В  статье В. С. Соловьева о Каббале, можно отыскать интересные сведения о тайном иудейском знании, в одном из частей которого присутствует образ, заимствованный, на наш взгляд,  Уайтом.  Этот образ встречается в составе второй части Каббалы июнит (или умозрительной Каббалы, существующей наряду с каббалой маасит или прикладной), получившей название теософии – «маасэ меркаба, букв. дело колесницы или выезда Божия».[159] Основанная на текстах Бытия и книге древнееврейского пророка Иезекииля,  Каббала воссоздает некую матрицу в виде четырех космических циклов, каждый из которых имеет свое древо жизни (сефирот), объясняющее творение мира. Эти четыре мира есть четыре аспекта Бога (манифестация, творение, формация и действие), которые «апеллируют к иерархии миров, увиденных пророком Иезекиилем, где образ славы Божьей (манифестация), передвигающейся на колеснице (формация), господствовал над миром (действием)».[160] 

В христианской традиции описание Божественной колесницы дается в  ветхозаветной книге Иезекииля. Будучи среди переселенцев в Халдее, Иезекииль «имел видение, в котором был призван на пророческое служение».[161] Эта книга открывается картиной видения пророком четырех фантастических животных: 

«...видно было подобие четырех животных...и у каждого — четыре лица, и у каждого из них — четыре крыла...Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны..; а с левой стороны — лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех...».[162]  Все они находятся в небесной колеснице: «И когда шли животные, шли и колеса подле них… И когда они шли, я слышал шум крыльев их..., как бы глас Всемогущего…А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем». [163]От подобия человека исходил «некий огонь», пророк видел сияние вокруг явленного ему образа.

Это  ветхозаветное пророчество впоследствии истолковывалось чаще всего как явление Христа и четырех евангелистов: Марк — лев, Иоанн — орел, телец (бык) — Лука, человек — Матфей. В своем романе «Всадники на колеснице» Уайт будет ссылаться на книгу пророка Иезекииля, а в качестве объектов изображения выведет четырех духовных избранников (как мужчин, так и женщин), которым предстоит пережить нечто подобное, уготованное только избранным.

Среди других ветхозаветных источников, к которым обращался Уайт, следует назвать Книгу Бытия и Книги Нового Завета. У большинства исследователей не возникает сомнения по поводу генеалогической связи романа «Древо человеческое» с первой книгой Ветхого Завета. Брайн Кернан отмечал, что это произведение – пародийное переосмысление священной книги, а Винсент Бакли обозначил его как «подделку под Библию».    В этих высказываниях есть доля истины, поскольку, как нам кажется, «Древо» в большей степени строится на пародийном восприятии банального опыта человеческого существования, нежели погружает Библию в карнавальную стихию. Кэрин Хэнсон называет «Древо» работой с «библейскими обертонами и ассоциациями».[164] Роман Уайта можно считать смоделированной под современную австралийскую действительность ветхозаветную историю, где  роль Адама и Евы выполняют Стэнли и Эми Паркеры.

Художественные реминисценции из Нового Завета относятся к «Всадникам на колеснице». Образ Христа и сцена его распятия проецируется на образ еврейского беженца из Германии Химмельфарба, которого «в шутку» распинают в Страстную Пятницу молодые фабриканты.