Эволюция творческого метода Патрика Уайта (на материале романов 1948-1970 годов), страница 39

 Вы не могли не обратить внимания на Теодору Гудмен. Выражение ее лица ничего не скажет. Она не любит свое собственное лицо. Ее глаза стесняются зеркал. Ее глаза всегда опускаются, кроме тех моментов, когда необходимо привести в порядок волосы, когда она смущена пристальным взглядом и когда видит свое отражение. Ей как старой деве свойственно пребывать в размышлениях, рассматривая свой рот и, в лучшем случае, помнить о том, что, хоть она и старая дева, но зато тетя.

 Она была, по большей мере, но и, по меньшей мере, тетей. Она спускалась вниз из комнаты своей матери, подальше от воздействия гроба, и в почтительной тишине она видела вдоль залива перцовые деревья с  подбрасываемыми порывами ветра зелеными шарами…

О да, при других обстоятельствах это мог быть полдень, когда приехали дети, когда они бежали бы и тянулись к ней, и их горячий смех, их шоколадные руки, после того, как они бы напились чая. Потом было бы что- то, что дает почувствовать, почему важно быть тетей, энергичной, почти лихой. Расскажи нам что – нибудь, тетя Тео, кричали они. Да, да, сказала она, но сначала я должна найти свое дыхание. Где – спросили они Под этим деревом. Это была шутка. Позволь нам погладить, тетя Тео, мы погладим твои усы. [212]

Таким образом, в «Тетушкиной истории» Уайтом предпринята попытка выявить возможность альтернативной реалистическому восприятию мира иррациональной его перекодировки. Движение от сознательного к бессознательному, открывающемуся в Теодоре Гудмен, позволяет автору разрушить канон привычного повествования и сохранить лишь реалистичность топоса и некоторых социальных катаклизмов, периодически всплывающих в памяти целого ряда персонажей. Объектом художественных поисков писателя выступает индивидуальный опыт Теодоры. Первая часть романа – это ретроспективное воспроизведение жизни и внутренней сущности Теодоры Гудмен до среднего возраста. Здесь показан начальный этап отчуждения героини от мира и предпосылки его формирования. Тео окружена людьми, которые не в состоянии понять ее (Фанни, Фрэнк Пэррот, Виолетта, мать, Хантли Кларксон). Во второй части Уайт помещает Теодору в условия европейской гостиницы, расположенной на Юге Франции. Прибегая к экспрессионистской технике письма, он фрагментированным способом демонстрирует вторжение в сознание героини людей разных национальностей и взглядов. Этот опыт помогает ей осознать абсурд человеческого существования  и бесполезность любых стремлений. В третьей части романа, когда Теодора попадает на Средний Запад в абсолютно чужое для нее американское семейство Джонсонов, ее болезненное, подвергнутое тяжелым жизненным испытаниям сознание, порождает образ Хольциуса. Видение приводит Теодору к безумию, которое становится своеобразной альтернативой абсурду реального мира.

На наш взгляд, разрушение сюжета, особая структура, «аукториальное» повествование, техника фрагментированного письма, неожиданные ретроспективные переходы и прием «монтажа» деструктурируют традиционное «фабульное» внешнее повествование. Оно как бы обретает внутреннюю форму (на уровне игры с подсознанием) и мотивировку (безумием и мертвенностью), осуществляя едва ощутимое движение к психодислептическому (полному отклонению от нормы) состоянию  нарративного объекта (то есть Теодоры).

2.  2.  Романы  «Древо человеческое» (The Tree of Man, 1955) и «Всадники на колеснице» (Riders in the Chariot, 1961) :

модифицированная  интерпретация мира.

Романы «Древо человеческое» и «Всадники на колеснице» можно отнести ко второму этапу художественной эволюции Уайта. В начале пятидесятых годов Уайт принял трудное для себя решение – вернуться в литературу, памятуя о творческой неудаче, которая постигла его в связи с выходом в свет «Тетушкиной истории».

Два новых эпических произведения построены на религиозно-мистических представлениях Уайта, продолжившего освоение проблемы человеческого существования. Модифицируя канонические ситуации Книги Бытия (в «Древе») и Книги пророка Иезикииля (во «Всадниках), он исследует морфологию современного человека.