FORM4
4.1. Научная проблема Сложные процессы, происходящие в культуре XX века: интеграция гуманитарного знания, преодоление классической традиции, расширение информационного поля, возрождение идей творящего хаоса, эстетизация отчуждения человека, мифологизм, поиск новых форм отражения изменений в мире и человеке - все это рождает оригинальное творческое сознание, дающее право художнику самостоятельно распоряжаться произведениями искусства. Межкультурная коммуникация в ее универсальном значении (язык философии, язык науки, язык искусства, язык литературы) становится феноменальным явлением истории нового времени. Центральной проблемой является поиск точек схождения, объединяющих и гармонизирующих мировое художественное пространство XX века.
4.2. В чем конкретно состоит актуальность проблемы для данной отрасли знаний XX век оказался для мировой литературы и искусства эпохой эксперимента. Уникальные проявления художественного творчества рождают чрезвычайно сложную и многообразную картину, в которой необходимо найти общие закономерности, магистральные линии, объясняющие и систематизирующие вектор движения к новым открытиям. Системный интеграционный подход, стирающий национальные и жанровые границы, позволит обнаружить точки схождения при безусловном понимании оригинальности и неповторимости каждого феномена мировой литературы и искусства.
4.3. Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект Системообразующая роль творческого сознания в процессе формирования гуманитарного поля истории мировой литературы и искусства XX века.
4.4. В чем конкретно состоит новизна поставленной задачи Впервые в истории гуманитарного знания предпринята попытка системно-интегративного подхода к решению проблемы поиска доминирующих факторов в мировом художественном пространстве XX века: творческая личность, творческое сознание, феноменология искусства, «объективный закон художественного творчества», принцип творческого претворения действительности в художественную реальность, принцип эстетической оценки действительности, принцип художественного обобщения.
4.5. План-проспект книги (брошюры)
1. Художественная парадигма искусства XX века: Космос
– Хаос – Виртуальный Космос.
Художественная стратегия и творческий метод. Дистинкторы творческого метода: классические (классицизм, романтизм, реализм – Космос) и неклассические (модернизм, постмодернизм – Хаос) художественные системы. Х.Ортега-и-Гассет и философский диагноз западной культуры. Индивид и его «обстоятельства». Психология формы (гештальтпсихология). Зигмунд Фрейд и психоанализ. Психоанализ после Фрейда. Творчество и художник в интерпретации психоаналитиков. Семиотический континуум культуры и несемантизированная реальность (Н.Л.Лейдерман). Преодоление тоталитарного Хаоса в искусстве. Формирование новой художественной парадигмы. Законы саморегуляции Хаоса. Пессимизм модернизма и ирония постмодернизма. Расширение художественного пространства. Литература, искусство и современные компьютерные технологии. Гипертекст как Виртуальный Космос.
2. Катастрофы XX века: социальное и имманентное в мировой литературе и искусстве. Миф о тоталитарном мире.
Первая мировая война в художественном сознании. Антивоенный пафос литературы и искусства. Категория апокалипсиса, утверждение абсурда. Перевернутый мир Сальвадора Дали. Фашизм и коммунизм: две стороны одной медали. Преломление военной действительности в культуре XX века. «Культ личности». Искусство против тоталитаризма: антиутопия в литературе и кинематографе (Замятин – Оруэлл – Хаксли – Брэдбери); Д. Шостакович и С.Рахманинов – гармония против хаоса. Катастрофы века в искусстве – пророчество или проекция? Терроризм – катализатор интеграции художников.
3. Феноменология искусства.
Гегелевская абсолютизация идеализма. Значение и направленность феноменологии духа. Абсолютный дух: искусство, религия, философия. Произведение искусства как результат особой художественной рефлексии. Философия жизни: понимание бытия как изменчивого и неустойчивого. Художественная интенция как ментальная направленность на реальность в ее целостности и уникальности. Феноменологический метод. Элементы феноменологического анализа. Феноменология Э. Гуссерля. Феноменологическая герменевтика. Проблемы понимания и толкования. Границы феноменологии. М.Хайдеггер: от феноменологии к экзистенциализму. Феноменология и экзистенциализм (Ж.П.Сартр). Поэтический язык как язык бытия. Феноменология и постмодернизм. Критика трансцендентальной феноменологии в работах Ж.Делеза. Феномены литературы и искусства XX века.
4. Феномен русского зарубежья.
Россия миру – мир России. Жизнь русской диаспоры первой волны эмиграции за рубежом с культурными центрами в Германии, Франции, Болгарии, Китае, Польше, Чехословакии, Америке. Деятельность литературно-художественных, театральных центров русской живописи, писательских организаций, история возникновения периодических изданий за границей, деятельность благотворительных обществ, история русских и общественных библиотек за рубежом (Тургеневская, Пражская), история зарубежных съездов русских писателей. Выдающиеся деятели русского зарубежья (С.Дягилев, В.Набоков, П.Сорокин, В.Леонтьев, С.Рахманинов, И.Сикорский и др.). Место русской эмигрантской литературы и культуры в мировом гуманитарном пространстве.
5. Парад –измов.
«Триумфальное шествие» многочисленных модернистских течений (-измов).
Импрессионизм. Символизм. Экспрессионизм. Фовизм. Футуризм (четвертое измерение в искусстве; Д.Бурлюк – основоположник русского и японского футуризма). Дадаизм. Сюрреализм. Экзистенциализм. Основные представители -измов в литературе и искусстве. Бунты, протесты, скандалы в литературе и живописи. Судьбы писателей и художников – нетрадиционалистов. Синтез разных видов искусств в культуре XX века. Психология и литература. Творческий эксперимент, художественное исследование «помойной ямы» человеческого подсознания, апелляция к индивидуальному бытию и трагическому одиночеству личности. Модернизм – погружение в хаос. Постмодернизм – преодоление хаоса. Концептуализм и его вариации в разных видах искусства.
6. Осколки рухнувшего мира.
Русский авангард и социалистический реализм: зримое противостояние. Театр абсурда. Ионеско - Беккет – Пинтер. Битники. Берроуз – Керуак – Гинзберг. Хиппи. Трансавангард и его апелляция к истории искусства. Поиски трансавангардистов. А.Б.Олива. Перфоманс. Хепенинг. Эксперименты Джона Кейджа. Пластическое искусство. Поп- арт. Массовая и интеллектуальная культура. Энди Уорхолл. Оп-арт. Искусство граффити. Смена поколений в литературе. Поколение Икс. Поколение Игрек. «Химическое» поколение. Искусство на пороге XXI века.
7. Категория одиночества в мировой литературе и искусстве XX века.
Четыре типа отношений между одиночеством и социальностью (Н.Бердяев): творец не одинок и социален (М.Горький – А.Барбюс - Ж.П.Сартр), творец одинок и не социален (В.Набоков – П.Уайт), не одинок и не социален (С.Рахманинов – П.Пикассо - П.Зюскинд), одинок и социален (А.Солженицын – Г.Г. Маркес). Незамеченное поколение В.Варшавского.
8. Поэтика транзита в художественном пространстве XX века.
XX век как эпоха возникновения и крушения утопических иллюзий. Кризис гуманистического сознания в свете катастрофизма истории века. Осознание человеческого бытия как неустойчивой, зыбкой, открытой системы. Поэтика транзита как выражение современного художественного сознания, утратившего социальные (коллективизм, «соборность», общинность и др.), мировоззренческие (гуманизм), сакральные (религия ), эстетические
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.