Преодоления одиночества в культуре XX века

Страницы работы

33 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

FORM4

4.1.   Научная проблема Сложные процессы, происходящие в     культуре XX века: интеграция гуманитарного знания, преодоление классической традиции, расширение информационного поля, возрождение идей творящего хаоса, эстетизация отчуждения человека, мифологизм, поиск новых форм отражения изменений  в мире и человеке - все это рождает оригинальное творческое сознание, дающее право художнику самостоятельно распоряжаться произведениями искусства. Межкультурная коммуникация в ее универсальном значении (язык философии, язык науки, язык искусства, язык литературы) становится феноменальным явлением истории нового времени. Центральной проблемой является поиск точек схождения, объединяющих и гармонизирующих мировое художественное пространство XX века.

4.2.   В чем конкретно состоит актуальность проблемы для данной отрасли знаний XX век оказался для мировой литературы и искусства эпохой эксперимента. Уникальные проявления художественного творчества рождают чрезвычайно сложную и многообразную картину, в которой необходимо найти общие закономерности, магистральные линии, объясняющие и систематизирующие вектор движения к новым открытиям. Системный интеграционный подход, стирающий национальные и жанровые границы, позволит обнаружить точки схождения при безусловном понимании оригинальности и неповторимости каждого феномена мировой литературы и искусства. 

4.3.   Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект Системообразующая роль творческого сознания в процессе формирования гуманитарного поля истории мировой литературы и искусства XX века.

4.4.   В чем конкретно состоит новизна поставленной задачи Впервые в истории гуманитарного знания предпринята попытка системно-интегративного подхода к решению проблемы поиска доминирующих факторов в мировом художественном пространстве XX века: творческая личность, творческое сознание, феноменология искусства, «объективный закон художественного творчества», принцип творческого претворения действительности в художественную реальность, принцип эстетической оценки действительности, принцип художественного обобщения.

4.5.   План-проспект книги (брошюры)

1. Художественная парадигма искусства XX века: Космос

– Хаос – Виртуальный Космос.

Художественная стратегия и творческий метод. Дистинкторы творческого метода: классические (классицизм, романтизм, реализм – Космос) и   неклассические (модернизм, постмодернизм – Хаос) художественные системы. Х.Ортега-и-Гассет и философский диагноз западной культуры. Индивид и его «обстоятельства». Психология формы (гештальтпсихология). Зигмунд Фрейд и психоанализ. Психоанализ после Фрейда. Творчество и художник в интерпретации психоаналитиков. Семиотический  континуум культуры и несемантизированная реальность (Н.Л.Лейдерман).  Преодоление тоталитарного Хаоса в искусстве. Формирование новой художественной  парадигмы. Законы саморегуляции Хаоса. Пессимизм модернизма и ирония постмодернизма. Расширение художественного пространства. Литература, искусство и современные компьютерные технологии. Гипертекст как Виртуальный  Космос.

2. Катастрофы XX века: социальное и имманентное в мировой литературе и искусстве. Миф о тоталитарном мире.

Первая мировая война в художественном сознании. Антивоенный пафос литературы и искусства. Категория апокалипсиса, утверждение абсурда. Перевернутый мир Сальвадора Дали. Фашизм и коммунизм: две стороны одной медали. Преломление военной действительности в культуре XX века. «Культ личности». Искусство против тоталитаризма: антиутопия в литературе и кинематографе (Замятин – Оруэлл – Хаксли – Брэдбери); Д. Шостакович и С.Рахманинов – гармония против хаоса. Катастрофы века в искусстве – пророчество или проекция? Терроризм – катализатор интеграции художников.

3. Феноменология искусства.

Гегелевская абсолютизация идеализма. Значение и направленность феноменологии духа. Абсолютный дух: искусство, религия, философия. Произведение искусства как результат особой художественной рефлексии.  Философия жизни: понимание бытия как изменчивого и  неустойчивого. Художественная интенция как  ментальная направленность на реальность в ее целостности и уникальности.   Феноменологический метод. Элементы феноменологического анализа. Феноменология Э. Гуссерля. Феноменологическая герменевтика. Проблемы понимания и толкования. Границы феноменологии. М.Хайдеггер: от феноменологии к экзистенциализму. Феноменология и экзистенциализм (Ж.П.Сартр). Поэтический язык как язык бытия. Феноменология и постмодернизм. Критика трансцендентальной феноменологии в работах Ж.Делеза. Феномены литературы и искусства XX века.

4. Феномен русского зарубежья.

Россия миру – мир России. Жизнь русской диаспоры первой волны эмиграции за рубежом с культурными центрами в Германии, Франции, Болгарии, Китае, Польше, Чехословакии, Америке. Деятельность литературно-художественных, театральных центров русской живописи, писательских организаций, история возникновения периодических изданий за границей, деятельность благотворительных обществ, история русских и общественных библиотек за рубежом (Тургеневская, Пражская), история зарубежных съездов русских писателей. Выдающиеся деятели русского зарубежья (С.Дягилев, В.Набоков, П.Сорокин, В.Леонтьев, С.Рахманинов, И.Сикорский и др.). Место русской эмигрантской литературы и культуры в мировом гуманитарном пространстве.

5. Парад –измов.

«Триумфальное шествие» многочисленных модернистских течений (-измов).

Импрессионизм. Символизм. Экспрессионизм. Фовизм. Футуризм (четвертое измерение в искусстве; Д.Бурлюк – основоположник русского и японского футуризма). Дадаизм. Сюрреализм. Экзистенциализм. Основные представители          -измов в литературе и искусстве. Бунты, протесты, скандалы в литературе и живописи. Судьбы писателей и художников – нетрадиционалистов. Синтез разных видов искусств в культуре XX века. Психология и литература. Творческий эксперимент, художественное исследование «помойной ямы» человеческого подсознания, апелляция к индивидуальному бытию и трагическому одиночеству личности. Модернизм – погружение в хаос. Постмодернизм – преодоление хаоса.   Концептуализм и его вариации в разных видах искусства.

6. Осколки рухнувшего мира.

Русский авангард и социалистический реализм: зримое противостояние. Театр абсурда. Ионеско - Беккет – Пинтер. Битники. Берроуз – Керуак – Гинзберг. Хиппи. Трансавангард и его апелляция к истории искусства. Поиски трансавангардистов. А.Б.Олива.  Перфоманс. Хепенинг. Эксперименты Джона Кейджа. Пластическое искусство. Поп- арт. Массовая и интеллектуальная культура. Энди Уорхолл. Оп-арт. Искусство граффити. Смена поколений в литературе. Поколение Икс. Поколение Игрек. «Химическое» поколение. Искусство на пороге XXI века.

7. Категория одиночества в мировой литературе и искусстве XX века.

Четыре типа отношений между одиночеством и социальностью (Н.Бердяев): творец не одинок и социален (М.Горький – А.Барбюс - Ж.П.Сартр), творец одинок и не социален (В.Набоков – П.Уайт), не одинок и не социален (С.Рахманинов – П.Пикассо - П.Зюскинд), одинок и социален (А.Солженицын – Г.Г. Маркес). Незамеченное поколение В.Варшавского.

8. Поэтика транзита в художественном пространстве XX века.

XX век как эпоха возникновения и крушения утопических иллюзий. Кризис  гуманистического сознания в свете катастрофизма истории века. Осознание человеческого  бытия как неустойчивой, зыбкой, открытой системы. Поэтика транзита как выражение современного художественного сознания, утратившего социальные (коллективизм, «соборность», общинность и др.), мировоззренческие     (гуманизм), сакральные (религия ), эстетические

Похожие материалы

Информация о работе