Профессиональный риск и медицина труда, страница 85

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благопо лучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.99 г. содержит главу о государст венном регулировании в этой области и, в частности, ст. 42, посвя щенную санитарно-эпидемиологическим экспертизам, расследованиям, обследованиям, исследованиям, испытаниям и токсикологическим, гигиеническим и иным видам оценки. В их развитие приказ Минздрава РФ от 20.07.98 г. № 217 "О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров" устанавливает порядок выдачи санитарно-гигиенических заключений на продукцию, товар (на производство'). Одна из целей приказа — гармонизация-гигиенической оценки с международными требованиями. Оценке подлежат ряд видов продукции производственного назначения, бытовые и детские товары, продукты питания и т. п. Таким образом, в стране действует система гигиенической оценки продукции^ в т. ч. химической.

Сегодня в первую очередь требуется создание российской методологии обоснования референтных доз и концентраций, факторов канцерогенного потенциала. К сожалению, некоторыми гигиениста-Ми введение референтных уровней воздействия неправильно воспринимается как отмена или замена ПДК. На самом деле референтные уровни только дополняют существующие гигиенические нормативы, а в ряде случаев (например, если ПДК с достаточной надежностью обосновано исходя из возможного неблагоприятного влияния вещества на состояние здоровья человека) их значения будут идентичными. Референтные величины не имеют того правового статуса, которым обладают гигиенические нормативы; их основная задача — установление вероятности развития вредных эффектов или оценка ^степени правдоподобия заключения о возможном вредном действии конкретных уровней экспозиции данного фактора. В ряде случаев референтные величины могут также использоваться для обоснования региональных нормативов и предельно допустимых нагрузок. Перечни референтных уровней воздействия должны публиковаться отдельно от списков ПДК, причем в методических указаниях по их обоснованию следует указать выполняемые ими задачи и привести рекомендации по их практическому применению.

Необходимо для каждого из объектов окружающей среды определить приоритетные в плане контроля и оценки риска химические вещества, а также создать единую классификацию токсичности и опасности химических веществ, гармонизированную с международными организациями. Подобные списки давно уже разработаны и периодически пересматриваются за рубежом. Подобные списки должны составляться не только по экспертным оценкам, но и ранжированием химических веществ по комплексу показателей их токсичности и опасности.

В настоящее время создана компьютерная информационная система CISRA, содержащая зарубежные данные о гигиенических нормативах, референтных дозах и концентрациях, факторах канцерогенного потенциала: первичные материалы по обоснованию RfO, RfC, SF (IRJS, HEAST), рекомендации по обоснованию уровней минимального риска и т. д. Ведется разработка базы данных о дозоэффективных зависимостях (DORREL). Эти источники информации можно использовать для совершенствования методов гигиенического нормирования ^.оценки риска.

Этические вопросы химической безопасности

ЮНЕП разработал "Кодекс этики в международной торговле химическими веществами". Кодекс устанавливает принципы и общие положения, регулирующие нормы поведения для содействия экологически безопасному использованию химических веществ в международной торговле. Эти нормы поведения охватывают все сферы производства и использования химических веществ с учетом их полного жизненного цикла. Кодекс дает определения "запрещенных", "строго ограниченных" и "опасных" химических веществ. Он соответствует всем действующим документам МОТ, ВОЗ, ФАО, ЮНЕП, ОЭСР и др.