Профессиональный риск и медицина труда, страница 8

Степень риска и срочность профилактики

В табл. 7 указаны меры по снижению риска: организационно-технические мероприятия (ОТМ), средства индивидуальной защиты (СИЗ), лечебно-профилактические меры (ЛПМ), периодические медицинские осмотры (ПМО), а также такие формы защиты временем, как режим труда и отдыха (РТО), сокращенный рабочий день (СРД), дополнительный отпуск (ДО) и досрочное пенсионное обеспечение (ДПО). В таблице прослеживается зависимость срочности и объема мер профилактики от степени профессионального риска. Разным словесным оценкам риска соответствует разная срочность мер по его снижению, а также разные объемы профилактики и социальной защиты по принципу "больше риска — больше профилактики". Таблицу следует рассматривать как схему профилактики, Обобщающую отечественный и зарубежный опыт.

Таким образом, методология рисков позволяет решать традиционные и новые задачи медицины труда с учетом комплекса социально-экономических, и этических проблем. При этом возможна дифференциация срочности и объема мер профилактики в зависимости от степени профессионального риска.

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Правовое и информационное обеспечение анализа риска приобретает все большее значение. Если ранее оно осуществлялось преимущественно директивными методами, то сейчас появляется возможность использования правовых и экономических механизмов на основании не только трудового права, но и формирующегося права социального страхования с подключением страховщиков, производителей медицинских услуг и других заинтересованных сторон.

Нормативные акты

Юридической основой для ограничения рисков являются:

—Конституция Российской Федерации  1993 г. (ст. 7,37);

—Кодекс законов о труде Российской Федерации (ст. 2, 139);

—Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ;

—Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ;

—Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Следует упомянуть также Гражданский кодекс РФ (часть 1), ст. 150 которого посвящена вопросам жизни и здоровья как защищаемых нематериальных благ, принадлежащих каждому гражданину, а ст. 151 — компенсации морального вреда (физических или нравственных


страданий) с учетом индивидуальных особенностей лица, которому причинен вред.

При коллективных действиях полезными могут быть федеральные законы:

—"О порядке разрешения трудовых споров" от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗи

—"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.

Аттестация рабочих мест

Министерство труда и социального развития России приказом от 14 марта 1997 г. № 12 в развитие постановления Правительства России от 6 мая 1994г. № 485 "О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда" утвердило Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Совместным письмом Минтруда РФ № 391-8 от 17 июня 1997 г. и Минздрава РФ № И/72-111 от 18 июня 1997 г. предлагается активизировать взаимодействие органов исполнительной власти по труду, органов государственной экспертизы условий труда и центров Госсанэпиднадзора субъектов РФ при проведении совместной работы по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

За центрами Госсанэпиднадзора остается право действий, закрепленных Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999) и постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 625 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании".