Высокоскоростное движение на железных дорогах мира: Тематическая подборка статтей, страница 52

Принципы, длительное время действовавшие на воздушном транспорте, в настоящее время выполняются и при производстве дизельного подвижного состава. Например, железнодорожная промышленность США выпускает свою продукцию для операторов перевозок, у которых недостаточно развита инфраструктура для проведения технического обслуживания подвижного состава, а условия эксплуатации тяжелые. Подвижной состав, выпускаемый компаниями Дженерал Электрик и Дженерал Моторс, приспособлен к таким условиям: он имеет достаточно простую конструкцию, на нем установлено простое и надежное оборудование. Подобный тип подвижного состава можно приобрести по листу продаж. Немаловажным является то, что запасные части можно приобрести легко и по невысоким ценам. В случае с электроподвижным составом ситуация полностью противоположная, поскольку большинство поставщиков стараются захватить свою долю на рынке продаж для чего создают подвижной состав, отвечающий требований каждого конкретного оператора перевозок.

На начало 21 века на рынке поставщиков подвижного состава действуют следующие наиболее известные компании.

Компания Альстом (Франция), которая развивалась наиболее динамично в 80-е годы, когда Национальное общество железных дорог Франции разместило заказы на высокоскоростные электропоезда TGV. В дальнейшем компания Альстом, которая начинала как производитель механического оборудования, начала приобретать другие компании, в частности TCO (электрическое оборудование для моторных вагонов и пассажирских вагонов), CIMT (механическое оборудование) и Jeumont-Schneider (ведущая компания по производству электрического оборудования во Франции). В этот же период Альстом закупила компании Carel-Fouche и Creusot-Loire (Франция), GEC (Великобритания) и АСЕС (Бельгия). Компания Альстом также интересовалась рынком высокоскоростных поездов для Испании для линии Мадрид - Севилья. Альстом поставила электропоезда AVE (по типу поездов TGV) для Испанских национальных железных дорог. Альстом также приобрела компанию LHB (Германия), которая специализировалась на механическом оборудовании для электропоездов. В табл. 2 приведена номенклатура продукции компании Альстом.

Компания Альстом имеет контакты с другими крупными мировыми компаниям, например Бомбардье (Канада), совместно с которой она поставляет электропоезда ACELA для пассажирских компаний в США и поезда AMTRAC для эксплуатации в Северо-Восточном коридоре от Бостона до Балтимора через Нью-Йорк, Вашингтон и Филадельфию. Компания Бомбардье поставляет систему наклона кузова вагонов для поездов ACELA.

Одна из причин приобретения компании Фиат Ферровиариа (Италия) было то, что эта компания является наиболее известной в области разработки технологии и производства систем наклона кузова вагонов, в частности для электропоезда Pendolino.

В настоящее время компания Альстом одна из редких компаний, которая может предложить все технологии по производству подвижного состава и тем самым удовлетворить все требования рынка подвижного состава.

Таблица 2.

Название подвижного состава!Тип подвижного состава!Мощность, МВт!Скорость, км/ч!Служебная масса, т!Длина, м

GA 3000!тепловоз!2,2!140!90!20,4

TRACTIS!электровоз!5,0!200!90!19,1

ASTRIDE!электровоз!6,0!220!88!19,1

SYBIC!электровоз!5,6!220!90!19,1

DUPLEX!высокоскоростной электропоезд!8,8!300!424!200

THALYS!высокоскоростной электропоезд!8,8!300!415!200

NETWORK!высокоскоростной электропоезд!8,8!300!416!200

CROSS-CHANNEL!высокоскоростной электропоезд!12,2!300!820!394

TER!региональный поезд!1,7!140!115!53

TER N2!региональный поезд!3,5!140!295!112

Компания Бомбардье (Канада) начинала свою деятельность на американском рынке, а затем стала продавать свою продукцию во всем мире. В железнодорожном секторе она специализируется на производстве вагонов для операторов перевозок в Канаде. После приобретения в 2000 г. компании Адтранц она стала крупнейшим производителем железнодорожного подвижного состава в мире.

Компания Бомбардье стала наиболее известным экспортером в области асинхронных тяговых двигателей и технологии трехфазного тягового привода для электроподвижного состава.

В последние годы компания Адтранц сама по себе значительно расширилась и выпускает многие типы подвижного состава (табл. 3).

Таблица 3.

Название подвижного состава!Тип подвижного состава!Мощность, кВт!Конструкционная скорость, км/ч!Кол-во мест!Служебная масса, т!Длина, м!Кол-во единиц

INNOVIA!"People mover"!250!80!70!35!12!1

MOVIA!вагоны метро!800!100!350!120!92!4

ITINO!дизель-моторный вагон!600!140!120!95!44!2

CRUSARIS!электропоезд!2400!180!240!190!103!4

BLUE TIGER!тепловоз!2400!160!-!108!20,5!1

OCTEON!электровоз!4,2/6000!140/200!-!86!19!1

X2000!высокоскоростной с наклоном кузова!3200!200!325!336!188!7+1

Компания Адтранц была создана в 70-е гг. в результате слияния фирмы ВВС (Швейцария) и ASEA (Швеция). Адтранц выпускает почти полный спектр оборудования для подвижного состава.

Компания Сименс (Германия) - железнодорожный сектор занимает всего 4% от общего производства компании, в основном мощные тяговые двигатели для высокоскоростных электропоездов ICE (Германия). Компания также спроектировала и построила электровоз Евроспринтер, многоцелевого назначения для железных дорог Европы.

В табл. 4 приведена номенклатура продукции компании Сименс. Компания Сименс также приобрела несколько компаний по производству оборудования для подвижного состава в Германии и Австрии, в частности KRAUSS MAFFEI (механическая часть для всех типов локомотивов), DUEWAG (механическая часть для электропоездов) и другие.

Таблица 4.

Серия !Тип подвижного состава!Мощность, кВт!Скорость макс., км/ч!Кол-во мест для сидения!Служебная масса, т!Длина, м!Кол-во единиц, шт.

Regiosprinter!региональный поезд!2228!100!80!80!27!1

VT 605!дизель-поезд!4560!200!195!200!102!4

VT 610!с наклоном кузова!2485!160!136!92!53!2

ET 424/5!электропоезд!2350!160!200!115!98!4

ICT!c наклоном кузова, высокоскоростной!4000!230!250, 381!350!124/173!5/7

ICE3!высоко-скорост-ной!8000!330!415!390!204!8